info 21 апр 2014, 10:58
IP:
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС "ДЗЕРЖИНСКА"
Этот случай произошел в конце декабря 1980 года у берегов Исландии. Когда «Дзержинск» , вошел в зону действия циклона, стало ясно, что уйти из нее не удастся. Океанские волны росли буквально на глазах и уже достигли высоты 14 метров. Ветер прижимал облака к мачтам танкера, хлестко бил в иллюминаторы ливневыми потоками дождя. Чтобы уменьшить удары волн в корпус, пришлось сбавить ход.
Палуба полностью скрылась под бурлящей водой. С высоты капитанского мостика казалось, что бак и ют судна плавали отдельно, сами по себе. Они даже кренились от ударов волн в каком-то диссонансном ритме. Ничего не было слышно, кроме грохота волн, сумасшедшего рева ветра и ударов по корпусу - таких мощных, будто судно уже лежало на скалах и билось в конвульсиях. Изображение на экране радара было задавлено низкой облачностью, дождем и высокими волнами. Берег был далеко.
На спардеке танкера были выбиты стекла иллюминаторов. Волны сорвали крышки с расширителей танков, и груз, бензин, при каждом крене выплескивался на палубу. Волны смывали его в океан, а танки захлестывала забортная вода. Танки оказались полностью разгерматизированы, переходной мостик изуродован. Волны сорвали все палубные трубы. Ситуация сложилась критическая.
Судьба танкера, что называется, держалась на волоске. В этом единоборстве с беспощадными силами стихии экипаж «Дзержинска» проявил мужество и выдержку. Наперекор циклону довел, можно сказать, полуживой танкер до исландского порта Рейкьявик. Здесь и была выгружена оставшаяся часть груза. Из Исландии танкер в аварийном состоянии прибыл в порт Новороссийск. Здесь он был обследован комиссией, которая пришла к однозначному выводу: ввиду больших разрушений корпуса и надстроек танкер «Дзержинск» ремонту не подлежит. Вскоре он был списан с баланса Новороссийского морского пароходства и сдан на металлолом. Моряки, особенно отличившиеся в борьбе со стихией в океане и проявившие мужество и стойкость, были удостоены правительственных наград.Так была поставлена последняя точка в славной биографии танкера «Дзержинск» - одного из многочисленной когорты «серийников» типа «Казбек», внесших значительный вклад в послевоенное развитие и становление отечественного флота.
Navigare necesse est…
К морю надо возвращаться не только потому, что его нельзя забыть. Его нельзя запомнить.
Рамон Гомес де Ла Серна