yurie0110 10 авг 2011, 16:17
IP:
Морской ледокольный пароход
«КОХАБЕЛИ»
Весной 1914 года Морское ведомство России для Ревельского военного порта приобрело в Великобритании морской ледокольный буксирный пароход «GEORGE V». За месяц до начала первой мировой войны буксир, получивший наименование «НАРГЕН» прибыл в Кронштадт. Там он как портовое судно был включен в состав плавсредств Кронштадтского порта, а затем Порта Императора Петра Великого. «GEORGE V» был построен в 1910 году на верфи «Sir W G Armstrong, Whitworth& Co Ltd» в Ньюкасле (Англия). Стальной винтовой ледокольный буксирный пароход «GEORGE V» (стр. № 000) вместимостью 192,24 брт имел длину 33,42 м, ширину 7,01 м и осадку 3,63 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 800 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 12,0 узлов. Во время войны пароход использовался в качестве буксира в составе вспомогательных судов Балтийского флота. В апреле 1918 года при эвакуации кораблей и судов БФ из Гельсингфорса в Кронштадт гражданский экипаж «Наргена» не желал уходить с флотом. Судно силой заняла военная команда, которая и привела буксир в Кронштадт. В соответствии с временным боевым расписанием флота Балтийского моря на 16 мая 1918 года буксир «Нарген» числился в составе плавучих средств порта Морских Сил Кронштадта. 24 августа 1918 года «Нарген» был демобилизован.
В ноябре 1918 года ледокольный буксир затонул на реке Неве во время аварии. Поднятый в 1922 году буксир продали частным владельцам гражданам Лапшину, Сурину и Танфильеву. Там судно получило наименование «НАДЕЖДА». Портом приписки буксира в 1925 году был Ленинград (№ 1). Ледокольный буксир в 1926 году перевели на Черное море. Он стал служить в торговом порту Батума. В 1927 году буксир «Надежда» был переименован. В честь видного закавказского революционера - большевика, члена ЦИК СССР Шалвы Зурабовича Элиавы буксирный пароход получил наименование «ШАЛВА ЭЛИАВА». В декабре 1931 года «Шалва Элиава» как буксир-спасатель принимал участие в специальной экспедиции по спасению парохода «Ильич», выброшенного штормом на скалы турецкого острова. В октябре 1937 года заместитель наркома легкой промышленности Элиава был арестован и в декабре этого же года расстрелян как «враг народа». Пароход снова переименовали, дав модное в то время наименование «СТАХАНОВЕЦ». В 1938 году он в качестве буксира числился в составе служебно-вспомогательного флота Батумийского портоуправления. Порт приписки Батуми.
В начале Отечественной войны «Стахановец» мобилизовали и в качестве буксира включили в состав боновой партии Батумской ВМБ. Пережив войну, буксир в 1969 году был переименован в «КОХАБЕЛИ». В 1972 году судно списали.
К сожалению нет фото. Может кто нибудь поделится.
С уважением ЮНТ