yurie0110 14 апр 2011, 19:48
IP:
Морской буксир
пароходства Совтанкер
«ТАЙФУН»
По заказу голландской компании «N.V. Bureau Wijsmuller», The Hague с 1920 года на верфи «Jonker & Stans» в Хендрик Идо Амбахт, (Нидерланды) строился морской буксирный пароход «JACOB VAN HEEMSKERK» (строительный № 145). Судно вместимостью 515,01 брт имело длину 46,15 м, ширину 8,86 м и осадку 3,40 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1020 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 10,0 узлов. В январе 1921 года буксир был спущен на воду и в июне этого же года передан заказчику. Порт приписки Иймуйден. В 1927 году его продали голландской компании «N.V. L.Smit and Co Sleepdienst» из Роттердама, где он получил новое наименование «GELE ZEE». Порт приписки Роттердам.
В середине 30-х годов судно было куплено Советским Союзом и в 1934 году передано Черноморскому государственному морскому пароходству. Там буксир начал эксплуатироваться под наименованием «ТАЙФУН». Порт приписки Одесса. Обыкновенный морской труженик стал знаменитым еще в довоенные годы. В 1937 году буксир «ТАЙФУН» и ледокольный пароход «ТОРОС» благополучно доставили большой плавучий док из Николаева в Советскую Гавань. На следующий год он вел такой же док вместе с грузовым пароходом «ХАРЬКОВ». Путь пролегал из Одессы в Петропавловск-Камчатский. На стапель-палубе дока были закреплены два катера и две баржи. В загонах находились коровы и свиньи, в бассейне — гуси и утки. Здесь разместился даже настоящий огород, засеянный овощами и зеленью. Победив штормы и расстояния, экспедиция через 82 дня, на 20 дней раньше срока, прибыла в Петропавловск-Камчатский. Об этих героических рейсах «ТАЙФУНА», «ТОРОСА» и «ХАРЬКОВА» тогда писали многие газеты Советского Союза. В 1938 году «ТАЙФУН» в качестве буксира передали в состав пароходства «Совтанкер» Порт приписки Туапсе.
Предвоенный 1940 год. На полях страны выращен богатый урожай хлеба. Потоки зерна заполняли элеваторы, трюмы кораблей. Кавказский порт Поти задыхался в волнах «хлебной реки». Потийским портовикам требовалась срочная помощь. И тогда в Черноморском пароходстве было принято решение: перевести из Одессы в Поти большой плавучий пневматический элеватор. Но как это осуществить? Ведь для разборки, перебазирования и монтажа такого элеватора на месте потребуется не менее полутора месяцев. А хлебная река течет, и останавливать ее нельзя. А что, если отбуксировать плавэлеватор в собранном виде? Так и сделали. 16 сентября 1940 года «ТАЙФУН» во главе каравана покинул Одессу, и почти сразу начались неприятности. У Тарханкута их настиг девятибалльный шторм. Шесть суток не уходил с мостика капитан Штепенко, шесть суток экипажи буксира и плавэлеватора сражались со стихией. Но люди выдержали испытание: плавэлеватор был доставлен в Поти на трое суток раньше срока. За самоотверженность и мужество многие моряки были награждены наркомом морского флота СССР.
В начале Отечественной войны буксир с 22 июня 1941 года был мобилизован в состав ЧФ. Он осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в северо-западной части Черного моря. «ТАЙФУН» — участник обороны Одессы. Он доставлял в осажденный город боеприпасы и продовольствие. Обратными рейсами на Большую землю увозились раненые, старики, женщины и дети. В блокированной Одессе находилось много паровозов, а в Николаеве, еще имеющем возможность отправки на восток скопившихся там эшелонов, паровозов не хватало. Было принято решение доставить паровозы на плавдоках. 8 августа первые 25 паровозов и 10 тендеров прибуксировал на плавдоке завода имени А. Марти ледокол «С. МАКАРОВ». Для продолжения этой операции «ЛЕДОКОЛ № 7» привел в Одессу из Херсона корпус железобетонного дока. Погрузив на него такое же количество паровозов и тендеров, тройной тягой буксира «ТАЙФУНА», «ЛЕДОКОЛА № 5» и буксира «СИМЕИЗ» док в течение суток был приведен в Николаев и ошвартован к торцу Широкого мола для разгрузки. Однако враг к этому времени уже занял часть города. Плавдок вследствие появившейся течи в отсеках корпуса начал тонуть. Капитан дока дезертировал. Борьба за живучесть не проводилась, и брошенный док с паровозами затонул у причала. Днем позже «ТАЙФУН» двойной тягой с «СИМЕИЗОМ», поврежденном в Днепро-Бугском канале авиацией противника, увели из Очакова в Севастополь недостроенный эсминец «ОГНЕВОЙ».
Днем 22 сентября 1941 года «ТАЙФУН» буксировал караван барж в Одессу. Несколько «Ju 87» атаковали со стороны солнца. Волны Тендровского залива вспенились белыми смерчами взрывов. Заход за заходом. Трудно маневрировать тихоходному буксиру. Сзади, по корме, потоплены две баржи. Новый взрыв пробил борт у машинного отделения «ТАЙФУНА». Окутавшись клубами пара, буксир стал тонуть. «Всем оставить судно!» — поступил последний приказ капитана И. К. Омельянова. Под бомбами «юнкерсов» команда покинула тонущий буксир. Место его гибели - 46º20´N-31°33´E.
После войны в 1974 году водолазы клуба «Садко» из Николаева обследовали затонувшее судно, лежащее на 14 метровой глубине. В апреле 1983 года его подняли и передали для разделки на металлолом.
Ю.Н. Т.