• Advertisement

т/х "Абхазия"

Модераторы: info, SergeyOdessa, Модераторы

т/х "Абхазия"

Сообщение Admin 03 май 2010, 10:36
IP:

Изображение
Арчая Георгий. Вечная Память!
На т/х "Абхазия" служил мотористом мой троюродный дед Арчая Георгий Георгиевич, погиб в Севастополе в апреле 1942г.


«АБХАЗИЯ»

Изображение


Конец двадцатых — начало тридцатых годов в истории Черноморского пароходства ознаменовались бурным ростом флота, особенно пассажирского. Именно в ту пору на Черном море вступили в строй шесть однотипных теплоходов. Два из них—«Крым» и «Грузия» — были построены за рубежом, а четыре остальных — «Абхазия», «Аджария», «Армения» и «Украина» — создали кораблестроители Ленинграда.
Жители южных портов любили эти суда и ласково называли их «крымчаками» — они курсировали по Крымско-Кавказской экспрессной линии. Одинаково людно становилось во время прихода и ухода красавцев-экспрессов и на Потемкинской лестнице в Одессе, и на набережной в Батуми.
Одиннадцать лет водил «Абхазию» вдоль Черноморского побережья капитан Дмитрий Дмитриевич Джурашевич. Это был плотный, седоватый, всегда подтянутый и приветливый человек. Пришвартовав свое судно к причалу, он легко сбегал по трапу, а моряки и пассажиры, стоявшие на причале, почтительно уступали Дмитрию Дмитриевичу дорогу. Его хорошо знали многие одесские, ялтинские, новороссийские мальчишки. Восторженно смотрели они на бывалого моряка, и каждый из них давал себе слово, что вырастет и обязательно станет таким же знаменитым капитаном. Дмитрий Дмитриевич заслуживал такой славы. На флот он пришел подростком и прошел путь от поваренка до одного из лучших капитанов Черноморья. Его знали также на всех морях страны как капитана того самого парохода «Эмеранс», который 15 июня 1905 года в знак солидарности с революционными моряками доставил восставшему броненосцу «Потемкин» уголь во время его стоянки на Одесском рейде.
После победы Великого Октября Дмитрий Дмитриевич был капитаном многих черноморских судов, а затем в 1930 году его перевели на теплоход «Абхазия».
Судно под руководством Д. Д. Джурашевича превратилось в образцовое, где каждый моряк мог пройти великолепную морскую школу. В приказах народного комиссара водного транспорта не раз отмечалось, что среди пассажирских судов Черноморья «лучшее впечатление по организации труда и чистоте производит «Абхазия» (капитан Д. Джурашевич)».
Правительство Абхазской АССР присвоило капитану теплохода звание Героя Труда, а многих членов его экипажа наградило ценными подарками. В 1930 году лайнер совершил рейс из Ленинграда в Одессу. Ныне никого не удивишь круизным рейсом. А тогда для советских людей это было впервые.
10 ноября 1930 года судно снялось из Ленинграда с 257 пассажирами — передовиками труда более 120 предприятий страны, премированными поездкой за хорошую работу по выполнению плановых заданий первой пятилетки.

14 ноября советский теплоход вошел в Гамбургский порт. На причалах его восторженно встретили представители немецкого пролетариата. Встреча была очень теплой, поистине братской. Затем на теплоходе состоялся митинг, на котором представители пролетарских организаций Гамбурга рассказали об охваченной кризисом и безработицей Германии, о революционной борьбе рабочих с силами реакции. С волнением слушали рабочие Гамбурга выступления советских людей об успехах социалистического строительства в Советском Союзе, о том, какой радостной и счастливой стала жизнь нашего народа в стране освобожденного труда.
Во время стоянки в Неаполе судно посетил А. М. Горький, который тогда находился в Италии. Это была незабываемая встреча с великим пролетарским писателем. Вместе с нашими туристами и моряками Алексей Максимович осматривал достопримечательности города, побывал в гостях у итальянских рабочих.
«Абхазия» подошла к причалу Одесского порта. Родные берега, родные лица... Нет ничего лучше, чем встреча с Родиной после разлуки. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, теплоход «Абхазия» вошел в состав организованного при Черноморском флоте отряда санитарных транспортов. Командование судном принял Л, В. Заикин.
10 августа санитарный транспорт «Абхазия» отправился в свой первый военный рейс, держа курс на родную Одессу. На его борту в числе экипажа находились врачи, медицинские сестры. Возглавил плавучий госпиталь опытный хирург, активный участник гражданской войны, бывший преподаватель Крымского медицинского института Е. А. Рогозин.
29 августа 1941 года «Абхазия» получила первое боевое крещение. Это произошло в Одесском порту. Фашисты, подтянув дальнобойные батареи на траверзе Григоровки, обрушили на гавань и город мощный орудийный огонь. Вблизи теплохода один за другим рвались вражеские снаряды. В связи с опасностью прием раненых на судно был временно прекращен, а тех, кто находился на причале, рассредоточили по укрытиям. Меры предосторожности оказались своевременными: вскоре два снаряда разорвались возле кают-компании, ранив трех моряков. Вспыхнул пожар. На борьбу с огнем тотчас бросилась аварийная бригада во главе с боцманом Сергеем Скоромным. В несколько секунд были развернуты пожарные рукава, и упругие струи ударили по огню, сбивая пламя. Огонь был потушен.
В сентябре «Абхазия» продолжала совершать рейсы в осажденную Одессу. Самолеты «встречали» и «провожали» ее бомбами при подходе к порту и выходе из него, да и в самом порту не оставляли судно в покое. И хотя на переходах морем плавучий госпиталь охраняли боевые корабли, а в порту его обычно прикрывали дымовой завесой, экипажу и медицинскому персоналу приходилось работать все с большим и большим напряжением. Одиннадцать раз побывала «Абхазия» в порту героически сражающейся Одессы. Теплоход эвакуировал оттуда только одних раненых 11 359 человек. В среднем в каждом рейсе он брал на борт более тысячи раненых.

Вслед за рейсами в Одессу последовали не менее опасные переходы в Крым. Они были связаны с развернувшейся на Керченском полуострове операцией по высадке десанта. Эвакуация раненых шла в те дни через порты Камыш-Бурун и Феодосию. В ту Памятную морозную и вьюжную зиму 1941/42 года «Абхазия» совершила восемь рейсов. Особую опасность представляли рейсы в Камыш-Бурун. Это объяснялось тем, что подходы к порту были мелководными, а пролив покрылся толстым льдом. Теплоход, имевший большую осадку, не мог подходить к причалам порта. Поэтому раненых переносили сначала через стоявшие друг за другом суда, потом по сходням, перекинутым через промоины и воронки во льду. На это затрачивалось много времени, а порт между тем подвергался ожесточенным бомбардировкам.
С марта по 10 июня 1942 года «Абхазия» под руководством нового капитана М. И. Белухи шестнадцать раз прорывалась в Севастополь. Это были рейсы исключительного мужества и стойкости моряков. Нередко теплоход отбивался от самолетов врага своей артиллерией. Артиллеристам без устали помогали девушки-санитарки.
Экипаж и медицинский персонал «Абхазии» работали самоотверженно, с огромным патриотическим подъемом. Один из членов команды, Григорий Оноколо, впоследствии писал: «Мы всегда принимали раненых с превышением нормы, по-братски уступали защитникам Одессы и Севастополя не только каюты, кубрики, флотский паек, но и отдавали тяжелораненым для их спасения свою кровь». «Мы никогда не забудем,—вспоминала медсестра Чубо, — огненные рейсы нашего теплохода в осажденные города. Он перевез десятки тысяч раненых и эвакуируемых. Поход в один конец длился двое-трое суток. Замены, как правило, нам не было. Мы неотлучно дежурили у раненых. На переходе нас бомбили, а в порту, помимо бомбежки, обстреливали артиллерийским огнем. В иные дни с рассвета до самой темноты не отменялась боевая тревога».
Всего «Абхазия» совершила 35 рейсов, вывезла 32 355 раненых, из них 9641, то есть почти каждый третий, был оперирован на корабле по пути в тыловой госпиталь. Кроме раненых, теплоход перевез 65 тысяч мирных жителей и воинов различных частей, а также 33 тысячи тонн разнообразных воинских грузов.
Погибла «Абхазия» 10 июня 1942 года в Севастополе у причала Сухарной Балки. Погибла героически, защищаясь до последней возможности. Девять вражеских бомб поразили корабль, и отстоять его от огня и затопления не удалось. В борьбе за жизнь корабля погибли боцман Сергей Скоромный, политрук Евгений Волковинский, многие матросы, санитары... Похоронив с почестями своих товарищей, моряки и медики покинули судно и пошли сражаться на бастионы Севастополя. Сражались они на земле так же мужественно, как и на море.
Э. Ашрафнан.

Изображение - затонувшая "Абхазия"

==== Подготовил: Андрей Крицкий - kanlen ====
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 100
Картинок: 2
Зарегистрирован: 14 май 2009, 19:16

Advertisement


  • Advertisement

Вернуться в День Победы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron