• Advertisement

Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Гармашев 05 ноя 2009, 11:27
IP:

Уважаемые господа , сейчас сложилась парадоксальная ситуация : при разработке документации для судомодельной реконструкции выявилось достаточное количество материалов на буксиры пр.АТ202 по их службе (УРУП , УТУРУП и иные) : от буксировок леса в Японию в плотах-сигарах или речных судов с ЧФ на Енисей через полмира до участия в обеспечении разминирования Суецкого канала и операций 8 (индийской) оперативной эскадры ВМФ СССР.
Только вот данных по проектированию и постройке этих бортов не найти.В БалСудоПроекте из которого в конце 40-х годов выделили буксирное КБ и в который его в середине 50-х обратно влили ни чего не могут сказать даже Главные Конструтора специализировавшиеся на буксирах.Возраст ветеранов хоть и почтенный , но сороковые года уже "слишком" далеки.
Может кто помнит именно проектантов и строителей?
Головной предсерийный СИЛЬНЫЙ строился в Риге и там же первая серия (вторая в румынском Галаце , третья в китайско-советском Дальнем и ещё парочка в Баку) , ну хоть фамилию Главного Конструктора!
Чертёжный и иной технический материал удалось найти разбирая выкидываемый стол покойного капитана 2 ранга Финкеля , а он был ведущим доко-судоремонтником СССР.
Гармашев
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 23:37

Advertisement

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Ant-poc 05 ноя 2009, 20:41
IP:

тип Сильный
Аватара пользователя
Ant-poc
Координатор
Координатор
 
Сообщения: 97
Картинок: 126
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 19:47

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Ant-poc 05 ноя 2009, 21:10
IP:

"Невельской"-1954г постройки КНР Далянь
Изображение
фото 2006г Сахалин
Аватара пользователя
Ant-poc
Координатор
Координатор
 
Сообщения: 97
Картинок: 126
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 19:47

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Гармашев 05 ноя 2009, 21:46
IP:

Итак , как я уже говорил наш коллектив завершает разработку чертежей по "Морскому дизельному буксиру в 1200 л.с." (списано с наименования в документации).
Много интересного найдено при изучении документов собранных покойным капитаном 2 ранга кандидатом тех.наук Финкелем по этому проекту.В первую очередь интересна надпись на обороте чертежей сделанная от руки и гласящая что "данный комплект с п\л пр.751".Сам проект именуется 202 или 202А и на чертежах стоит штамп о применимости последних и к пр.330!
Буксир разработан в ЦПКБ-1 ММФ СССР "Морсудопроект" в 1953 году и все чертежи имеют штамп "годен для серии" , т.е. являются штатной заводской документацией.
Пришлось поработать и мне - изыскивать документацию на старые и уже давно забытые шлюпки и мотоботы стоявшие на буксирах в начале их карьеры.Последний я видел под флагом "вспомогачей" ВМФ у Английской набережной лет так 20 назад.
Удалось уточнить что сперва буксир пр.202 проектировался для Каспия на основе довоенного дизель-электрического буксира САТУРН , но в процессе строительства стал рассматриваться как единый многоцелевой буксир.Часть построенных бортов была передана ВМФ , ещё часть морским частям погранвойск КГБ СССР , а чуть позже и мореходным школам ДОСААФ.
Последний раз редактировалось Гармашев 05 ноя 2009, 22:07, всего редактировалось 1 раз.
Гармашев
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 23:37

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Гармашев 05 ноя 2009, 21:51
IP:

Пока мои коллеги обчерчивают его виды я по рекомендации Букшева прорыл "Балтсудопроект" и "ЦНИИМФ" и если кратко то вот что нарыл : всего было построено 40 этих буксиров и возможно ещё китайцы и румыны добавили для себя.Проект создавался для Каспия , но на Каспие его строили в последнюю очередь.Строительство серии было развёрнуто после полноценных испытаний головного СИЛЬНОГО на трёх заводах сразу в разных странах.
1. Для СССР на рижском судостроительном соответственно в Риге построили кроме головного ещё восемь буксиров с 1953 по 1958 года ;
2. Для СССР и одновременно для Румынии в Галаце на румынской верфи построили с 1954 по 1958 ещё 16 буксиров ;
3. Для СССР в Дальнем в Китае построили с 1954 по 1958 12 буксиров и вероятно от 10 до 40 штук потом уже для Китая.
4. В Баку в 1958 и 1959 годах построили СМЕРЧ и СУРОВЫЙ.
Построенные в Риге буксиры именовались - головной СИЛЬНЫЙ и потом : СМЕЛЫЙ , ЛАТВИЕЦ , ЭНТУЗИАСТ , БОЛЬШЕВИК , РЕВОЛЮЦИОНЕР , ОТВАЖНЫЙ , ОТРАДНЫЙ , ОПЕРАТИВНЫЙ , ОПЫТНЫЙ.
Мне вероятно удасться установить годы постройки всех буксиров и наименования китайских и румынских вымпелов.Пока уточняются наименования буксиров строившихся на территории Китая (в городе Дальний) установлено что ВСЕ китайские буксиры служили в СССР.Основной их работой в первые годы стала перегонка леса в Японию из Амурского залива плотовым способом!
Это только в совсоюзе могли придумать : гнать лес в плотах-сигарах через море.Потери не учитываемые - в шторм весь плот рассыпался несмотря на старания людей его создававших и команды буксира.
Так что все сорок буксиров служили в МорФлоте и потом в ВМФ СССР.
Дополнительно установлено что головной буксир СИЛЬНЫЙ строился в Риге , заложен в 1950 , окончен испытаниями в 1952.Найдены фото его на акватории завода и пара фото дальневосточных буксиров.
Окраска : борт чёрный , надстройка белоснежная.Возможны изменения окраски деталей , ну типа трубы или буксирных приспособлений.Учитывая что палуба была деревяной , а на борту надпись названия в носу и на корме в ДП то видно что могут быть построены крайне визуально привлекательные модели.

Удалось найти пока только два факта участия буксиров пр.АТ202 в операциях ВМФ - всего два , но каких!
Итак , 1974 год , известнейшая операция по разминированию международными силами Суэцкого канала для восстановления судоходства прерванного очредной арабо-израильнской "войнушкой" и корабли ВМФ СССР не просто участвуют , а являются пожалуй самыми "работоспособными" участниками операции.14.07.1974 года к месту ведения боевого траления прибыл первый отряд судов и кораблей ТОФ под командованием к.1.р. А.Апполонова , а 15.07 прибывает второй отряд.Тральщики первого и второго отряда были введены в строй из резеова и для сохранения моторесурса шли на буксире и судов обеспечения и среди трёх тральщиков пр.266 был МИЧМАН ПАВЛОВ и именно его в составе 2-го отряда буксировал Морской Буксир УРУП пр.АТ202 построенный в 1957 году на заводе "Дальсудоремстй" в городе Дальний!
Дополнение : в составе 2-го отряда на транспорте ВАНКАРЕМ были доставлены и два рейдовых катера-тральщика пр.361.

Что интересно : одновременно в Индийском океане оперировала 8 Индийская оперативная эскадра ВМФ СССР.9.05.1974 года пересечя линию 95 восточной долготы в её состав вошел отряд в составе ЭМ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ , ПЛ Б-85 , СКР-36 , танкера ИЖОРА , и морских буксиров СТАРАТЕЛЬНЫЙ и ЧЕУШ.Так вот последний опять таки является МБ пр.АТ202 построенном в 1956 году в городе Дальний на заводе "Дальсудремстрой"!

Ну вот и полный список буксиров постройки "Дальсудоремонтстрой" :
-1954 г. ИЗЫЛМЕТЬЕВ
-1954 г. МОНЕРОН
-1954 г. НЕВЕЛЬСКОЙ
-1954 г. ПОЛОЦК
-1956 г. КИРОВСКИЙ
-1956 г. ЧЕУШ
-1956 г. ЧУМИКАН
-1957 г. ИТУРУП
-1957 г. УРУП
Последний раз редактировалось Гармашев 05 ноя 2009, 22:09, всего редактировалось 1 раз.
Гармашев
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 23:37

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Гармашев 05 ноя 2009, 21:54
IP:

Точные данные на буксир типа СИЛЬНЫЙ проекта АТ202.
- экипаж 28 человек , запасных кают-мест нет ;
- грузовой трюм один кубатурой 70.5 кубов с грузовым люком 1.95*1.65
- стрела грузовая одна с вылетом за борт 1.5 метра
- якорь холла 2*800 , цепи калибра 31 мм , 2*200 метров
- шлюпок две и обе (первоначально) гребные , шлюпбалки типа "Иолко"
- вот что меня удивило так это то что дизеля не ярославские , а 6ДР30/50-1 з-да "Русский дизель" ленинградской выделки
-гребные винты диаметра 1900 и шага 1270 мм , латунные весом в 380 кг
- запас топлива 74 тонны с суточным расходом на стоянке в 1.3 и на ходу в 6.1 тонну
- навигаионное оборудование составляли два компаса магнитных типа ГУ-127 , радиопеленгатор СПР-5 , радиолокатор "Нептун" и эхолот НЭЛ-4 и всё
- длина 44.45 метров , ширина 9.47 и осадка 4.4 метра , максимальная скорость 12.5 узлов , автономность 10 суток.
-1- БМ ЛЕНИНЕЦ в 1976 году участвовал в "экспедиции специальных морских проводок" МинРечФлота по перегонке речных судов с черного моря до устья реки Лена.
-2- с апреля 1972 года советский ВМФ и спасательные суда МФ обеспечивали работы по разминированию и главное РАСЧИСТКЕ от затонувших объектов бангладешского порта Читтагон в устье реки Карнапхури и как минимум один раз с участием буксира пр.АТ202 - ИЗЫЛМЕТЬЕВ участвовал в буксировке после подъёма в перевёрнутом положении танкера ДЖАВЕДА (или ДХОВЕДЖА???) совместно со спасательным судном АТЛАС.
Последний раз редактировалось Гармашев 05 ноя 2009, 22:10, всего редактировалось 1 раз.
Гармашев
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 23:37

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Гармашев 05 ноя 2009, 21:55
IP:

В честь народного поэта Дагестана Сулеймана Гасамбекова (поэт-ашуг) родом из лезгин и с псевдонимом "Стальский" (годы жизни 1869-1937???)один из буксиров пр.АТ202 построенный в Румынии был именовался ... АШУГ СТАЛЬСКИЙ , а с 1999 года данный буксир именовался ПОТИ и был в составе грузинского БОХРа!
Извините что так рвано , но у меня заглючил компьютер в котором я слабо разбираюсь.
Папин однокашник (да , да - использую устоявшиеся "клановые" связи) сегодня преподающий в Астрахани сообщил что в 1981 году четыре буксира числились в астраханской порту - АНТЕЙ , ОПЕРАТИВНЫЙ , ОПЫТНЫЙ , СУРОВЫЙ.
А АНТЕЙ вообще "путешественник" : построен в Румынии и вероятно сперва служил на Черном море , а потом перегнан в Астрахань , но он же замечен в 1988 году уже в Новоталлинском морском торговом порту.
Моя ошибка : оказывается последняя "партия" была построена для нас в Дальнем в 1960 году.
Буксиры БОЛИД , БРИЗ , БУЛАТ служили в Управлении Рефрижераторно-Транспортного флота и снабжения в Корсаково на Сахалине.

А.М.Луцкевич , сотрудник ЦНИИ им.Крылова и ранее "Балтсудопроекта" обратил моё внимание на такой интересный факт : при строительстве буксиров пр.АТ202 их дизеля были построены ранее чем сами буксиры.Вероятнее всего эти дизеля планировались к непостроенным после войны кораблям ВМФ и потом были "утилизированны" на буксиры.Скорее всего , как предположил А.М. сами буксиры были изначально "согласованы" с ВМФ для того что-бы флот согласился отдать готовые дизеля.
К сожалению эти наши догадки не могут сейчас подтвердить - все старые сотрудники "Балтсудопроекта" при его поглощении ЦНИИ им.Крылова , как и архивы были просто первые выгнаны с работы , а вторые варварски уничтожены.
Гармашев
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 23:37

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Bull 06 ноя 2009, 17:41
IP:

Согласно статьи в жуонале "Судостроение" буксиров типа "Сильный" было построено поболее, чем 40 штук.
В предложеном выше списке 202х, сделаном parohodom, в список Бакинских включены совсем не они, до "Узбека".
"Булат", "Болид", "Бриз" проект 492.
Первенец серии "Сильный" был жив еще на 1998г. На этом, уже убогом пароходике, возили лес в Японию и машины обратно. Ну и брали нас, других моряков, имеющих таможенные льготы с собой. Пароход убивали, запчастей нет и не будет. Жалко не сделал фото. Головной 492й - "Стремительный", сгорел у Находки и был разрезан в б.Козьмино в 1996 году.
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Гармашев 06 ноя 2009, 19:31
IP:

Я в первую очередь опираюсь на официальный справочник по буксирам и ледоколам МинМорФлота от 1969 года.
Там в описании проекта АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ) точно указаны все 39 серийных + головной СИЛЬНЫЙ буксиры!
Возможны последующие переименования , но №№ 37-38-39 идут построенные в 1960 году в Китае на заводе Дальсудоремстрой в городе Дальний буксиры БОЛИД , БРИЗ , БУЛАТ.
Есть данные что они были переданы в распоряжение Управления Рефрижераторно-Транспортного флота и снабжения в порт Корсаков на Сахалине.
Да , вот ещё интересная особенность : все буксиры построенные в Румынии на заводе в Галаце были отличны от рижских-китайских-бакинских тем что имели бортовую электросеть на постоянном токе , а не на переменном.
А вот составил я полный список всех бортов этого проекта.
-1- головной предсерийный СИЛЬНЫЙ - Рига , 1952-53
-2- ОРША - Галац , 1953
-3- СМЕЛЫЙ - Рига , 1953
-4- АКЫН ДЖАМБУЛ - Галац , 1954
-5- БАЯН - Галац , 1954
-6- ИЗЫЛМЕТЬЕВ - Дальний , 1954
-7- ЛАТВИЕЦ - Рига , 1954
-8- ЛЕНИНЕЦ - Галац , 1954
-9- МОНЕРОН - Дальний , 1954
-10- НЕВЕЛЬСКОЙ - Дальний , 1954
-11- ПОЛОЦК - Дальний , 1954
-12- ЭНТУЗИАСТ- Рига , 1954
-13- БОЛЬШЕВИК- Рига , 1955
-14- ДУНАЕЦ - Галац , 1955
-15- ОЧАКОВЕЦ -Галац 1955
-16- РЕВОЛЮЦИОНЕР - Рига , 1955
-17- ТУЗЛА - Галац , 1955
-18- АШУГ СТАЛЬСКИЙ - Галац , 1956
-19- БОЕВОЙ - Галац , 1956
-20- КИРОВСКИЙ - Дальний , 1956
-21- ЧЕУШ - Дальний , 1956
-22- ЧУМИКАН - Дальний , 1956
-23- ОТВАЖНЫЙ - Рига , 1956
-24- АНТЕЙ - Галац , 1957
-25- ГЕРКУЛЕС - Галац , 1957
-26- ДЕДАЛ - Галац , 1957
-27- ИТУРУП - Дальний , 1957
-28- НЕПТУН - Галац , 1957
-29- ОТРАДНЫЙ - Рига , 1957
-30- ПРОМЕТЕЙ - Галац , 1957
-31- УРУП - Дальний , 1957
-32- ВЕРНЫЙ - Галац , 1958
-33- ВОЛЕВОЙ - Галац , 1958
-34- ОПЕРАТИВНЫЙ - Рига , 1958
-35- ОПЫТНЫЙ - Рига , 1958
-36- СМЕРЧ - Баку , 1958
-37- СУРОВЫЙ - Баку , 1959
-38- БОЛИД - Дальний , 1960
-39- БРИЗ , Дальний , 1960
-40- БУЛАТ - Дальний , 1960.
Гармашев
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 23:37

Re: Морские буксиры пр.АТ202 (тип СИЛЬНЫЙ)

Сообщение Bull 07 ноя 2009, 17:38
IP:

Этот справочник и все дополнения к нему я тоже имею. И в них указывалось на ошибочные данные в самом справочнике. А их там уйма. Но не это главное. Есть фото этих судов. Да и регистровая информация соответсвует проекту 492.
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса

След.


  • Advertisement

Вернуться в Серийные суда ММФ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron