Основанное в 1833г., Черноморское морское пароходство являлось отлаженной государственной структурой, достигшей совершенства к 1990г.
В составе пароходств СССР – ЧМП являлось крупнейшим. В состав ЧМП входило более 300 судов, в том числе: свыше 260 современных универсальных судов различных классов, водоизмещением более 5 млн.тонн; 21 пассажирское судно вместимостью 12000 мест, работавших на 14 океанских и более 20 внутренних линиях, 11 морских портов, 3 судоремонтных завода.
20 января 1967 года танкерное отделение Черноморского морского пароходства отделилось .И флот перешёл в НМП,основаное 1964 году, c целью эффективности руководства работой нефтеналивного флота и портов в Черноморском бассейне, ликвидации многоступенчатости в управлении флотом и более оперативного решения вопросов перевозок Минвнешторгом и другими заинтересованными организациями.
Компания награждена в 1980 году международным призом «Золотой Меркурий» за достижения в развитии торговых и экономических связей между странами и народами.
Перевозки флота ЧМП составляли десятки миллионов тонн ежегодно. Объем валюты, зарабатываемой для государства, превышал 1 млрд.долларов. В портах Одесса, Ильичевск, Николаев, Херсон, Южный и других, ежегодно перегружалось около 100 млн.тонн грузов.
В структуре ЧМП работали Управления по специализации флота: балкерное, танкерное, рефрижераторное, универсальное, линейное, паромное (Ильичевск-Варна), контейнерное, пассажирское, лихтерное.
Направления перевозок грузов ЧМП обуславливались заключенными контрактами по экспорту и импорту внешнеторговых объединений бывшего СССР. Осуществляя перевозки военных грузов помощи на Кубу, в Никарагуа, во Вьетнам, в Сомали, в Египет и др., суда ЧМП часто попадали в зону боевых действий и были повреждены либо выведены из строя. За участие в таких рейсах многие моряки награждены орденами и медалями бывшего СССР. Некоторые – посмертно.
В центральном аппарате ЧМП работало более 3000 специалистов - управленцев и более 10000 человек плавсостава (моряков). В основном, выпускников Одесского института инженеров морского флота, Одесского высшего инженерного морского училища, а также – средних специальных морских училищ и мореходных школ. Всего – более 25 тысяч человек работало на предприятиях и в организациях ЧМП к 1990г.
Обслуживание судов в портах ЧМП осуществляли агентские компании Инфлот(иностранные суда) и Трансфлот(советские суда). Снабжение оборудованием, материалами и сменно-запасными частями производило УМТС (Управление материально-техническим снабжением). Продовольствием обеспечивало суда – Управление торговли ЧМП («Торгмортранс»).
В состав ЧМП входила одна станция международной спутниковой связи (INMARSAT) , из трёх, построенных в мире. В период 80-90 годов этот комплекс обеспечивал радиосвязь с судами по всему миру, поскольку трамповый (чартерный) и линейный флот ЧМП был рассредоточен по всему земному шару.
Собственные детские сады, ясли, пионерские лагеря, стадионы, футбольные команды, поликлиники, больницы, межрейсовые базы отдыха моряков, Дворцы и клубы моряков, Интерклубы, Учебно-курсовые комбинаты (перепрофилирование специальностей, обучение иностранным языкам и др.), морские школы, училища, жилой фонд, садовые товарищества и т.д – составляющие развитой системы социальной защиты ЧМП, сложившейся к 1990.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Руководители ЧМП
* Ф.И.Матвеев
* 1931 — 1934 — Б.М.Зенько
* 1934 — 1935 — П.П.Коваль
* 1935 — 1937 — Г.Я.Магон
* 1937 — А.С.Полковский
* 1938 — 1939 — С.И.Тёмкин
* 1939 — 1941 — Г.А. Мезенцев
* 1942 — И. Г. Сырых? (Совтанкер?)
* 1941 — 1944 — П.М.Макаренко
* 1956 — 1972 — А.Е.Данченко
* 1972 — 1975 — А.В.Голдобенко
* О.К.Томас
* 1978 — 1986 С.А.Лукьянченко
* 25 ноября 1986 — 1992 — В.В.Пилипенко
* 1992 — 1994 — П.В.Кудюкин
* 1995 — А.В.Коваль
* 1995 — 1997 — А.М.Стогниенко
* 1997 — 1998 — А.П.Диордиев
* 1998 — 2000 — С.В.Мелащенко
* 2000 — 2002 — Б.И.Щербак
* 2002 — декабрь 2004 — Михаил Мазовский
* 2004 — 2009 — Е.Н.Кожевин
http://www.blasco.com.ua/
http://www.blackseatrans.com/SHIPPING/1 ... ntents.htm