Костина Е.В. 12 фев 2014, 09:35
IP:
На Дальнем Востоке эксплуатировались, по крайней мере, три судна с одинаковым названием “Индигирка”. Является ли затонувшее у о. Карамзина судно одним из них?
1. Приемно-транспортный рефрижератор теплоход “Индигирка”, тип “Яна”:
Судно было построено в ФРГ в 1956 году. Порт приписки Владивосток.
Технические характеристики:
Длина наибольшая: 111,37 м
Ширина наибольшая: 14,54 м
Высота борта: 8,30 м
Осадка: 6,24 м
Скорость: 14,0 уз
Валовая вместимость: 3782 рег.т.
Чистая вместимость: 1800 рег.т.
Дедвейт: 3616 т
Судно было списано в 1985 году.
Учитывая год списания, эта “Индигирка” явно не подходит “по возрасту”.
2. Пароход “Индигирка”, бывш. “LakeGalva”, бывш. “Ripon”, бывш. “Malsah”, бывш. “CommercialQuaker”, тип “Lake”, был построен компанией Manitowoc Shipbuilding Company , Manitowoc, Wisconsin, США. Спущен на воду 29 декабря 1919 года под именем “LakeGalva” и сдан в мае 1920 года под именем “Ripon”. В 1926 году судно было переименовано в ”Malsah”, в 1928 году - в “CommercialQuaker”, в 1938 году пароход был приобретен СССР, переименован в “Индигирку” и передан Дальстрою.
Технические характеристики:
Тип и назначение: Пароход грузовой.
Длина: 77,24 м
Ширина: 13,38 м
Высота борта: 7,89 м
Мощность машины: 1500 л.с.
Скорость: 10 уз
Команда: 41 человек
Корпус стальной.
Именно эта “Индигирка” во время рейса из Нагаево во Владивосток с 1134 пассажирами на борту ночью 12 декабря 1939 года потерпела аварию в проливе Лаперуза, наскочив на подводные камни “Тоддо” примерно в 800 метрах от острова Хоккайдо. В результате аварии погибло само судно, 741 пассажир и 4 члена экипажа.
Этот пароход часто путают с третьей “Индигиркой” – бывш. “Tsinan”. П. Осадчий и В. Щербак в своих книгах, посвященных погибшим судам, Duncan Haws в книге “Merchant Fleets 39 China Navigation”, а также многие другие авторы на англо- и русскоязычных сайтах в статьях о гибели пассажиров “Индигирки” приводят фотографию “Индигирки”-“Tsinan”, даже если в статье описывается именно “Индигирка” типа “Lake”.
Судовой (построечный) номер 249
Длина: 96,07 м
Ширина: 11,64 м
Высота борта: 7,25 м
Полубак: 13,11 м
Средняя надстройка: 31,09 м
Полуют: 14,02 м
Валовая вместимость: 2269 брутто-регистровых тонн
1463 нетто-регистровых тонн
Дедвейт: 2683 т
Двигатель: впервые на суда CNC были установлены паровые двигатели тройного расширения. Хотя по проекту должны быть установлены более слабые паровые двигатели двойного расширения.
Котел: цилиндрический (шотландский), двухсторонний, 2 шт., 6 топочных камер у каждого котла.
Размеры котла: диаметр 4,1 м, длина 4,9 м. Топочная камера (патент Fox): 12 шт, диаметр 0,64 м, длина 2 м
Винт: 1, стальной, правого вращения, диаметр винта 5 м, 4 лопасти
Скорость: 12 уз
Корпус: стальной клепаный
Количество палуб: 2.
В конце 1880-х годов торговец и судовладелец из Ливерпуля John Samuel Swire заказал шотландской судостроительной компании Scotts Shipbuilding & Engineering (Greenock) постройку четырех грузопассажирских пароходов для работы в созданной им же компании China Navigation Company (CNC) на линии Китай - Австралия.
В газетных публикациях1887 года, посвященных этим судам, отмечалось, что спущенные в 1886 году Changsha, Taiyuan, Chingtu и Tsinan своими плавными обводами и бушпритом были похожи на яхту и, несомненно, были самыми красивыми судами из когда-либо принадлежащими компании. Пароходы были оснащены по последнему слову техники тех лет. Поэтому они очень быстро завоевали популярность как среди пассажиров, так и среди грузовладельцев.
На судне была установлена запатентованная рефрижераторная установка. В тропических морях это было бесценным преимуществом, т.к. в наличии всегда были свежие рыба, птица, мясо, молоко, а также лед для нужд пассажиров.
Спасательные средства представлены четырьмя шлюпками из низкоуглеродистой стали.
На судно также были установлены запатентованные паровое рулевое устройство, компас, механический лот, брашпили, лебедки и другое оборудование, необходимое для эксплуатации судна и перевозки грузов.
Судно могло перевозить 24 пассажира 1-го класса, 30 пассажиров 2-го класса и 40 пассажиров 3-го класса.
Все каюты первого класса расположены в передней части средней надстройки под надстройкой мостика, где меньше всего ощущалась вибрация двигателя. Просторный салон с квадратными иллюминаторами и световым люком занимал пространство по всей ширине судна, пол в салоне выложен мозаичной плиткой. В салон можно войти с прогулочной палубы. Для любителей музыки в салоне установлено пианино. Каюты, расположенные по бортам, соединены с салоном коридором. В каждой каюте стоят две кровати с пружинными матрасами, софа, есть уборная, пол выложен плиткой, свет поступает через большие квадратные иллюминаторы. Три ванные комнаты, в которых установлены ванны из мрамора с горячей и холодной водой, а также душем с холодной водой. Пол ванной, как и пол в коридорах, выложен керамической плиткой. К ванным комнатам для дам примыкает будуар, в котором установлены кушетки и стол.
Помещения пассажиров 2-го класса расположены в кормовой надстройке. Большой светлый салон, пол выложен плиткой. Каюты большие и комфортные, оснащением не сильно отличаются от кают 1-го класса. Палуба полуюта используется пассажирам 2-го класса для прогулок. Ванные комнаты и т.п. очень удобны.
Пассажиры 3-го класса располагаются в больших кубриках в твиндеке под помещениями 2-го класса.
24 июля 1904 года произошел инцидент с участием парохода и русской эскадры. Во время перехода из Гонконга в Йокогаму с генеральным грузом и пассажирами на борту в 35 морских милях от японского города Омаэдзаки “Индигирка” была остановлена тремя русскими крейсерами – “Громобой”, “Рюрик” и “Россия”. После проверки грузовых документов на пароход были переданы ласкары (21 чел. матросов-индийцев), снятые с потопленного крейсерами утром того же дня британского судна “Knight Commander”. После того, как крейсера скрылись за горизонтом, “Индигирка” продолжила рейс.
В июле 1909 года судно было продано компании “Ping An S.S. Co” и переименовано в “Tsinanfu”.
В апреле 1914 года “Tsinanfu” был куплен Доброфлотом и переименован в “Индигирку”. Пароход обслуживал северное побережье ДВ.
В марте 1918 года, после подписания Брестского договора, пароход был реквизирован британскими властями в Гонконге и передан компании “Shipping Controller”. Пароход был вновь переименован в “Tsinan”.
В мае 1919 года “Tsinan” был возвращен Доброфлоту и вновь переименован в “Индигирку”.
1 марта 1923 года “Индигирка” вернулась во Владивосток.
“Индигирка” не только перевозила грузы и пассажиров в водах Дальнего Востока, но и участвовала в ликвидации отряда генерала Пепеляева. 26 апреля 1923 года пароходы “Индигирка” и “Ставрополь” перевозили из Владивостока в Охотское море экспедиционный отряд под командованием С. Вострецова.
В августе 1933 года “Индигирка” была передана Дальневосточной партии ЭПРОНа для использования в качестве судоподъемной базы.
В июне 1941 года “Индигирка” была включена в состав Тихоокеанского флота в качестве артиллерийского блокшива. В конце 1940-х г.г. – списана.
Из Реестра ДВМП:
Тип и назначение: Пароход грузо-пассажирский
Год постройки: 1886
Место постройки: Англия
Грузовместимость GT(grosstonnage): 2336
В Доброфлоте: 1914-1924 г.г.
Судно было куплено в 1914 году. Работало на Приморском побережье и Северных линиях. В 1920 году захвачено эмигрантским правлением Доброфлота во время ремонта в Шанхае. Возвратилось во Владивосток в 1923 году. В 1924 году вошло в состав ДВМП. В 1933 году было передано Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), затем – Тихоокеанскому флоту.
Технические характеристики:
Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 2336
Длина: 96 м
Ширина: 11,6 м
Высота борта: 6,7 м
Мощность машины: 1500 л.с.
Скорость: 10 уз.