Страница 1 из 1

Гибель ББС "Большерецк" в 1979г

СообщениеДобавлено: 19 дек 2011, 14:09
sekan
Вчера узнал о трагедии с буровой платформой и гибели людей. Пока нет более-менее точной информации, без коментарий, хотя вопросы возникают. Вероятно не зря полупогружную платформу из Восточного на Сахалин буксировали иностранные буксиры.
Привожу описание гибели ББС из книги Петра Осичанского "Спасите нас на суше"

КАК ПОГИБЛИ ЭКИПАЖ И 3-й МЕХАНИК «БОЛЬШЕРЕЦКА»

Готовься! Грянет ураган!
И тишина сейчас - обман,
Но может статься, в свете дня
Страшнее будет западня.
Р. Киплинг.
Аварии, как мы уже убедились, случаются и на прославленных флотах, имеющих давние и славные традиции, и на флотах, этих самых традиций не имеющих. Только последствия этих аварий бывают разными. Трагические последствия многих аварий и кораблекрушений советского периода нередко были порождением самой Системы.
Самый яркий пример - гибель «Адмирала Нахимова». Но за семь лет до «Адмирала» была еще одна авария, о которой помнят не только моряки-дальневосточники, но и моряки всего постсоветского пространства, хотя с тех пор минуло уже свыше четверти века. Речь пойдет о барже-буксирной системе, известной среди морского люда своей краткой аббревиатурой ББС. Такая система была построена во второй половине семидесятых годов японцами для Дальневосточного пароходства с тем, чтобы вывозить лесные богатства из России в Японию с еще большим размахом. Ведь такая система, то есть баржа, толкаемая буксиром, могла принимать на борт леса в два-три раза больше, чем обычные суда. И выгружать в японских портах этот лес предполагалось методом быстрого сбрасывания на воду, применяя для создания крена специальные цистерны. Правда, очень скоро японцы отказались от этой затеи: во-первых, страдала экология, акватория при таком методе разгрузки засорялась бревнами, корой. К тому же японские профсоюзы тоже были не в восторге от таких скоростей выгрузки, при которых страдала зарплата японских докеров. В общем, ББСки стали обычными лесовозами со всеми вытекающими отсюда последствиями и правилами перевозки леса.
В этой спайке баржа выполняла роль трюма, а буксир - роль толкача. Баржи были номерными, а буксиры имели название.
Буксир-толкач «Большерецк» 6 февраля 1979 года вышел с грузом леса из Находки в японский порт Саката. В своем неукротимом стремлении к выполнению и перевыполнению планов чиновники надавили на портовиков и моряков и вытолкнули ББСку в рейс раньше времени, не позаботившись о том, чтобы загрузка системы была произведена в соответствии с требованиями безопасности. Требовалось не так уж и много: нужно было тяжелые породы леса погрузить вниз, а легкие наверх.
Нужно было правильно забалластироватъ баржу, обеспечив ее остойчивость.
Но все было с точностью до наоборот: и тяжелые породы леса оказались наверху, и перегруз был тонн на 400, вдобавок ко всему морозом перехватило систему антироллинговой зашиты. Это устройство предназначено для уменьшения амплитуды качки во время шторма. И теперь оно не работало. Словом, на выход в рейс капитан Юрий Васильцов имел целый букет неблагоприятных условий для плавания, и это стало причиной отправки радиограммы в пароходство о неудовлетворительной загрузке, плохой укладке леса, пониженной остойчивости.
Когда 7 февраля «Больщерецк» не вышел в контрольный срок на связь, никто в пароходстве нс обеспокоился этим. Лишь тридцать шесть часов спустя на «Большерецк» была отправлена разносная радиограмма по случаю нарушений судовым радистом правил радиосвязи. И пройдет еще несколько часов, прежде чем на флот полетят тревожные радиограммы: «Всем судам приступить к поиску «Большерецка».
Первыми перевернутую вверх дном барже-буксирную систему обнаружили японские патрульные самолеты, которые в штормовую погоду время от времени облетают Японское море. Фотографии, сделанные ими с воздуха, тут же были опубликованы в газетах, они же первыми выразили соболезнование по случаю аварии «Большерецка», высказав надежду па спасение экипажа. Естественно, ни японцы, ни дальневосточники не предполагали, что в живых к тому времени оставался третий механик Олег Вольвач, поистине чудом продержавшийся почти трое суток в замкнутом пространстве машинного отделения, где плиты которого стали подволоком, а подволок - палубой, а точнее - дном бассейна. Пространство это постоянно сужалось и сужалось и чтобы хоть как-то остановить это настойчивое наступление воды, Олег спустил сжатый воздух из баллона.
На берегу тем временем готовилась, наверное, самая бестолковая из всех когда- либо проводимых спасательная операция. К месту катастрофы было собрано до полутора десятков судов, не способных оказать какой-либо действенной помощи аварийной системе. Когда подошел спасатель. то выяснилось, что на нем отсутствовали водолазы, не было гидрокостюмов, легких аквалангов, аквалангистов, кессонной камеры, наконец, сварщика, когда из множества вариантов спасения остался один - вырез в днище буксира для освобождения Вольвача из гибельного плена.
Еще раз надо отдать должное японцам. Они предложили свои услуги по спасению моряка, и для этого у них было все перечисленное выше и что отсутствовало у нас. Самый простой и, наверное, самый надежный способ - это подныривание аквалангиста с запасным гидрокостюмом или хотя бы просто аквалангом через машинные капы с последующей эвакуацией пленника наружу.
Но у нас, советских, собственная гордость: мы, естественно, отказались от услуг наших восточных соседей и приступили к спасению сами. Выбран был, конечно же, самый рискованный вариант - вырез отверстия в днище перевернутого буксира.
Опытного сварщика нашли на одном из рыбацких судов, лежащем в дрейфе недалеко от аварийного судна. Он-то и предложил вырез делать не газовой горелкой, а электродами, мотивируя это тем, что газовая горелка будет погашена выходящим из буксира воздухом. Сказано это было веско, с достоинством профессионала, и все согласились с ним. Методом перестукивания с Вольвачем установили район и размеры выреза, ведь важно было не попасть на шпангоуты, шпация должна быть чистой от других конструкций. Вырез получался небольшой, порядка 10 дюймов" в ширину. По длине - вдвое больше, так что голова пролезала свободно.
Как ни опытен был сварщик, но все же и он несколько раз прожигал корпус насквозь, и Олегу Вольвачу приходилось моментально затыкать щели ветошью, не давая стравиться спасительному воздуху.
Когда сварщик закончил подготовительную работу, замкнул контур прореза, и теперь оставалось главное - приварить скобу, за которую этот самый контур предстояло выдернуть с помощью лебедки. После того, как скоба была приварена, сразу два человека с газовыми горелками приступ или к завершающей стадии этой действительно рискованной операции - прорезанию, вернее, прожиганию корпуса буксира насквозь по уже подготовленным канавкам контура.
И это оказалось самым трудным. Газовые горелки от воздуха, со свистом выходящего из буксира, гасли. Их зажигали снова и они снова гасли. (Прав, ох как прав был опытный сварщик, когда сразу предложил работать электродами')
Но выходящий из буксира воздух не только гасил горелки - воздух переставал служить воздушной подушкой, которая только и держала днище судна над поверхностью воды. И теперь буксир погружался в море, вода вплотную подступила к прорезу, грозясь затопить машинное отделение «Большерецка». Спасатели спешно набросили трос на скобу, другой конец намотали на барабан и стали выбирать его, пытаясь вырвать обозначенный лист-отверстие, надорвали, выгнули его, но ...
Случилось то, чего опасались многие, но возразить начальству так и не смогли: спасатели невольно стали убийцами. Разумеется, не только спасатели, но и все те, кто конструировал эту спасательную операцию, кто бездарно готовил ее, кто давал высочайшее «добро» в Москве на эту авантюру, отказавшись от предложенной японцами помощи. Трос сорвался со скобы, отверстие не состоялось, но все же было достаточным, чтобы сжатый воздух машинного отделения буквально выстрелил, вырвавшись наружу, и теперь больше не сдерживал море. Оно тут же устремилось внутрь, не давая Вольвачу выбраться наружу. Он отчаянно боролся, пытаясь протиснуться сквозь острые края прореза, но слишком малым оказалось полуоткрытое отверстие, слишком мощным был поток устремившейся внутрь воды. Единственное, что удалось ему - это выбросить наверх вахтенный машинный журнал, в котором он вел записи до самого конца.
Так печально закончилась для Олега Вольвача самая длинная в его жизни вахта.
Поэт Олег Матвеев посвятил экипажу теплохода «Большерецка" эти пронзительные строки:
Океан ... Океан! Вновь свинцовой волной
Ты унес тридцать душ как песчинку.
Отпустив все грехи, дал им вечный покой,
Поселив в своих мрачных глубинах.
А буксир еще двое суток оставался в сочленении с баржой на артикаплах. Потом штормом его оторвало, и он затонул. А баржу притащили во Владивосток, и она долго оставалась без дела, потом какое-то время на ней все же перевозили лес в Японию и трубы большого диаметра из Японии. Кажется, она и сейчас еще где-то болтается у причалов Владивостока. Записи вахтенного механика Вольвача засекретили, его жене показали лишь то, что относил ось к ней и их маленькой дочери.
Компания выделила им крохотную гостинку, И на том все и закончилось.
А слово «убийцы» все же было произнесено. И не в период гласности, а тогда же, в том махровом застойном 1979 году.
Вслух.
На поминках в ресторане «Волна», что на морвокзале.
Кто произнес это слово?
Неважно.
И тот, кто сказал его, и тот, кому оно было адресовано, ушли в мир иной.
Гибель «Большерецка» давно стала историей.

Re: Гибель ББС "Большерецк" в 1979г

СообщениеДобавлено: 09 фев 2013, 12:48
Володимир
Не помню где, нашел записи, которые вёл Олег Вольвач. За истиность не отвечаю, но всё же:
Среда, 7 февраля, 06.30 или 05.30 (не очень точно).
Очевидно, при повороте крен увеличился ББС опрокинулся. Сразу попытался
выйти из МКО через дверь в ЦПУ. Там была уже вода. Нырнул, потянул ручку,
она обломилась. Затем решил найти фонарь.
06.55 нашел. Затем взломал мастерскую электрика, нашел еще фонарик там.
Осмотрелся в машине. Вода прибывает. Закрыл пробки некоторых танков, из
которых сочилось топливо. Закрыл приемные клапаны кингстонов, чтобы не
уходил воздух.
Уже 08.00, качает сильнее. Погода очевидно ухудшилась. 09.08 прибывает
вода, закрыл все отливные клапаны... В ЦПУ температура 15°, вода была 4°.
15.45 температура падает, обвязался ветошью, шторм, воды больше, сижу
без света, иногда включаю для записи, часы идут...
17.00 воды больше, садится корма, где выход?.. Уже половина суток в
таком положении как я. Хотел бы домой к любимой своей Тамаре. Уже темнеет.
Где же помощь?
18.34 воды больше, температура воздуха падает. Уже темно, осталось 7
сигарет, в баллонах по 11 кг/см2. Сразу же закрыл баллоны теперь вроде
держится.
19.25 начала болеть голова выпустил сжатый воздух из баллонов ГД.
13.15 холодно, пытался заснуть болит голова. 02.00 холодно, воды
больше.
13.30 вода возле ЦПУ...Пытался прорубить отверстие в борту, не
получается...Температура падает. Один фонарь почти не светит, второй еще
хорошо...Надо что-то делать.
14.10 все зубилья вышли из строя, рубить не получается. Была бы дрель.
Погода очень плохая.
Надеюсь на помощь. Сам не вижу выхода никакого. Хочется надеяться очень
хочется надеяться на помощь.
Сигареты есть, спички есть, время есть, нет помощи. Боюсь и думать как
наши ребята...
05.50 очень холодно кошма не помогает...
16.55 очень холодно все вещи давно использовал до портянок, обвязок,
подстилки. Греться приходится движением еще виден свет. Если бы вышло на
мель и волной опрокинуло обратно может тогда бы вышел.
17.55 пытался пройти в токарку, начинает затоплять. Хотел взять там
очки и нырнуть к капам на выход. Но теперь думаю бесполезно там искать
выход. Если сразу догадался было метров 4-5, а сейчас 10. Вода прибывает
через сутки может добраться сюда буду ждать до последнего...
Дорогие мои очень хочу к вам, но не могу вырваться.
19.05. Пришла мысль нырнуть с тяжестью ... открутить и выйти, но если
учесть, что я в воздухе дрожу то в воде скрутит сразу. А если выйдет то
температура минус 2 (по журналу) также долго не проплывешь. Иногда в глазах
рябит, но не пить не есть не хочется. Осталась одна сигарета...За что такие
муки. Если бы выжить!
Теперь трудно судить сколько еще продержусь.
Если бы в бою за Родину, а так глупо.
Я ведь допускал уволиться после отпуска. Нет сил ждать конца. Баржа
очевидно погружается либо обмерзает ноги накрыл мерзнут.
10.20 начал рубить переборку.
11.18 пытался резцами перерезать переборку. За час работы почти не
продвинулся, хоть согрелся...
Думаю идет обледенение так как на переборках в машине иней не знаю
сколько продержусь больше суток не пил не ел, но пока не хочется. Холод
быстро одолевает. Будет помощь или нет. Один фонарь еле светит второй тоже
садится.
12.30 лежать под кошмой холодно.
Фонари садятся. Баржа садится. Никому не желаю такого. Я не в силах
себе помочь. Если вода поднимется сюда тогда хоть накладывай на себя руки.
13.20 вижу свет который проникает через капы. Если бы было не так
холодно я бы вышел наверх...
16.10 холодно. Лежу укрывшись кошмой.
1,5 суток в таком положении.
Болтает, все скрипит, шлюпки бьются о борт. Вода прибывает. Наверное
уходит воздух не знаю через какие отверстия. Уже выпустил воздух из баллона
ГД...
Начала болеть правая нога.
Как хочется жить.
20.47 уже приготовил себе петлю. Да, проверил батарейку маячек со
спасательного жилета не горит но знак качества есть.
Попробовал давиться страшно не хочется верить что конец. Я еще не успел
вырасти сына ни дерева посадить. Какие муки хуже тонуть или душиться или
кажется тонуть... был бы пистолет. На всякий случай прошу прощайте.
Дурак тот кто считает ББС непотопляемым... так что план зимний должен
быть меньше. Много мог бы я рассказать о ББС но не придется... Если бы был
яд заснул и все, конец мукам.
9.02. 05.00 холод донимает собачий. Хочу продержаться до утра будет
двое суток как оверкиль.
Разжечь костер? Нет!
05.05. Холод... как дотяну до утра.
07.40 стучат сверху я тоже стучу. Затем тишина и опять стук.
08.50 сверху тихо, но я не мог ошибиться. Сверху стучали в районе
бортового кингстона и затем за мной в пост, наверное сильно штормит и трудно
подойти.

P.S. Жил и живу во Владике, помню море гудков, когда о трагедии стало известно.
Лесовоз на киль ставили позже под о. Русским.