• Advertisement

п/х "Ладо Кецховелли"СГМП 1949год.

Модератор: SergeyOdessa

п/х "Ладо Кецховелли"СГМП 1949год.

Сообщение sekan 16 ноя 2011, 16:28
IP:

Записано лично мной со слов старого капитана В.Ф. Подшивалова.
Пароход "Суриков" ошвартован к причалу № 2 Южного пирса около морского вокзала порта Корсаков 1-го марта 1949 года. Приступили к выгрузке палубного груза металлоконструкций. Но в 04-00 сахалинского времени 2-го марта 49г. получена радиограмма с грифом "SOS" в которой сообщалось, "п/х "Ладо Кецховелли" имеет сильное поступление забортной воды из-за штормового повреждения цементного ящика на ранее полученную пробоину при посадке на скалы западного побережья Сахалина. Поступление воды усиливается, насосы не справляются с поступлением воды, которая начинает поступать в машинное отделение судна. Ветер северо-западный 7 баллов, усиливается. Прошу срочной помощи. На борту 32 человека экипажа и 14 пассажиров. Капитан".
«Суриков» под командованием капитана Вадима Сергеевича Крицкого с получением РДО начал подготовку судна к выходу в море для спасения экипажа п/х «Ладо Кецховелли». Необходимо закрепить палубный груз- металлоконструкции, которые уже подготовлены к выгрузке, т.е. раскреплены и крепёжные тросы были убраны в подшкиперскую судна. На всё необходимо потратить время. Как только главный двигатель был готов, сразу же отошли от причала и продолжили крепление металлоконструкций на палубе. Погодные условия пока позволяли заниматься креплением палубного груза. Потому как ещё находились под прикрытием полуострова Крильон от северо-западного-северного ветра. На подходе к проливу Лаперуза уже стало ощущаться волновое дыхание Японского моря. Волны начали захлёстывать на носовую палубу..
Пройдя мыс Крильон в расстоянии 2-х миль, «Суриков» начал испытывать сильную килевую качку. Выйдя из пролива Лаперуза, изменили курс на северо-запад в расстоянии 3-х миль от мыса Крильон и последовали на поиск парохода «Ладо Кецховелли». Обстановка усугублялась тем, что усилился снегопад, видимость уменьшилась до 0,5 мили, при сильной бортовой и килевой качке. Навигационное оборудование позволяло использовать только радиопеленгатор. О локаторе тогда могли только мечтать.
Связались с «Ладо Кецховелли» запросили его работать передатчиком как радиомаяком, чтобы успеть запеленговать направление на него. Затем, получив радиопеленг, последовали полным ходом на сближение с аварийным судном. Через каждые полчаса повторяли радиопеленгование судна. Видимость несколько улучшилась до полутора миль. Правда, скорость нисколько не увеличилась, так как ветер усилился, да и встречная волна увеличилась. Пройдя остров Монерон, изменили курс судна в соответствии изменившимся радиопеленгом на «Ладо Кецховелли». В расстоянии пяти миль севернее острова Монерон, обнаружили пароход «Ладо Кецховелли», сильно затумбаренным на нос. «Кецховелли» сообщил, что «вода из трюмов № 1 и № 2 не поддаётся откачке, в связи с тем, что льяла трюмов забиты углём, находящимся как груз во всех трюмах. В твиндечных грузовых помещения находится груз: газетная бумага в рулонах и крафтмешочная бумага, тоже в рулонах. Это не создавало улучшения плавучести судна, но исключало возможность доступа в трюмы. Полностью отсутствует возможность передвижение экипажа по главной палубе судна из-за ударов волн и сильного заливания главной палубы судна. Поэтому судно пока медленно, но неотвратимо тонет. Свои спасательные шлюпки спустить не может, потому что они разрушены ударами волн».
Вот такую неприглядную картину получил капитан Крицкий Вадим Сергеевич. При сложившейся обстановке промедление не допустимо. Капитан Крицкий решает спустить одну из своих четырёх спасательных шлюпок и передать экипажу «Ладо Кецховелли» методом дрейфа шлюпки в сторону корпуса терпящего бедствие судна. Удача не сопутствовала этому маневру. Шлюпку пронесло мимо в двух метрах от «Ладо Кецховелли». К этому времени подошли ещё три судна, задействованные в этой спасательной операции: одно из них п/х «Томск» ДВГМП под командованием Ивана Фёдоровича Сергеева и два судна Сахалинского Государственного Морского Пароходства.
Каких-либо действий они не предпринимали, предоставив свободу действий капитану Крицкому. Конечно же, толкотня в этой ситуации неуместна. Крицкий же все свои действия согласовывал с капитанами этих трёх судов, дабы они не попали под «Раздачу», в штормовых условиях всё возможно. Подошёл ещё один участник спасательной операции СКР под флагом ВМС СССР. Ещё одним наблюдателем стало больше. Правда, он единственный имеющий радар, хоть как-то мог предупредить при дрейфе на берег при этой паршивой видимости.
«Суриков» сделал ещё один заход, чтобы попытаться передать вторую шлюпку, но уже на шлюпочном тросе. Маневр прошёл удачно. «Кецховелли» спасательную шлюпку принял благополучно. С большим трудом всё же 30 человек пассажиров и экипажа высадились на суриковскую шлюпку и отошли от борта судна. Шлюпку со спасёнными «Ладо Кецховеллевцами» прикрыл своим бортом пароход «Томск» и принял на свой борт 30 человек.
День клонился к вечеру, а положение усугублялось тем, что на «Ладо Кецховелли» пародинамы были уже затоплены, и освещение отсутствовало. На терпящем бедствие судне оставалось ещё 16 человек экипажа. Начало смеркаться. Необходимо ускорить спуск и передачу спасательной шлюпки на «Кецховелли». Вся армада дрейфовала через пролив Лаперуза, приближаясь к японским островам Ребун и Ресири.
Капитан Крицкий В.С. решает передать свою третью спасательную шлюпку, тем же методом, как и вторую. Решено для уверенности передать шлюпку тросом на корму «Кецховелли». Подошли кормой к корме «Кецховелли» Выброской передали шлюпочный трос. В этот момент волной нашу корму набрасывает на корму «Кецховелли». На ту беду, а для кого-то счастье, на корму «Кецховелли» сбежались почти все оставшиеся на борту. Удар судовых корпусов. С кормовых ростров «Кецховелли» падают на корму «Сурикова» два курсанта Николаевского на Амуре Мореходного Училища. Смят фальшборт на полуюте «Ладо Кецховелли». И самое страшное случилось. Этим фальшбортом приковало к сектору заклиненного пера руля кочегара 1-го класса Самсонова. Выброска со шлюпочным тросом были упущены. Шлюпку № 3 унесло ветром. Искать шлюпку в уже наступающей темноте дело, по меньшей мере, неблагодарное.
В сложившейся обстановке капитан Вадим Сергеевич Крицкий принимает очень опасное, но единственно правильное решение: - Во что бы то ни стало принять все меры для спасения оставшихся на гибнувшем «Ладо Кецховелли». Поэтому «Суриков», развернувшись, следует на сближение с тонущим судном, пытаясь не потерять его из виду. Включили прожекторы и палубное освещение, матрацы из кают уложили на палубный груз металлоконструкций. Все кранцы и брёвна были вывешены вместо кранцев за правым бортом.
Подошли и стали лагом «Кецховелли». Удары корпусов обеих судов страшной силы следовали один за другим, деревянные кранцы были разбиты при первых же ударах судовых корпусов. Приказ капитана Крицкого бросить всё и прыгать на «Суриков». Экипаж «Сурикова» выхватывали из-за борта, прыгающих «Кецховеливцев» за что попало и переносили через реллинги и фальшборт судна, чтобы не размозжило их ударами судовых корпусов. Можно представить физическое и моральное состояние спасателей и спасаемых. Последний прыгнул к нам старший механик с ботдека в наши руки, мы с трудом выдернули его. Через мгновение релленги ботдека «Кецховелли» были смяты, как соломинки. Он был тринадцатым.
Четырнадцатый член экипажа п/х «Ладо Кецховелли» остался прикованным фальшбортом к сектору руля. «Ладо Кецховелли» уходил под воду. «Суриков» отошел от «Ладо Кецховелли», производя замеры судовых танков и трюмов, после такого жёсткого испытания. Поступление забортной воды было обнаружено во втором и третьем трюмах, но не столь значительное, судовые насосы справлялись. Капитан дал РДО всем судам «После снятия экипажа с «Ладо Кецховелли» имею небольшое поступление забортной воды трюмы. Прошу следить за мной».
К этому времени «Ладо Кецховелли» поглотила пучина Японского моря вместе с жертвой Всемогущему Нептуну. На подходе к мысу Крильон получен один единственный запрос РДО: «Сообщите, пожалуйста, где находится Самсонов? Подпись Женское имя, фамилия». И что характерно, больше запросов в отношении экипажа и пассажиров «Ладо Кецховели» не поступало. Ни одного!!! Вот, что значит потеря близкого человека!!!!! Обрыв какой то ниточки, связывающих родных людей!!! Предчувствие? Вполне возможно!!
С приходом в Корсаков «Суриков» был ошвартован к причалу № 2 Южного пирса, т.е. к Морскому Вокзалу в ночное время. Встречающие стояли на причале в полной тишине, потому как никто не знал, кого ждёт «Удар Судьбы». Спасённые «Ладо Кецховеллевцы» по одному сходили на берег по парадному трапу, попадая в руки встречающих друзей и родственников в слезах радости, счастья и упавшей тяжести с плеч, ожидания возможной утраты. Только одна женщина билась в истерике, медики морвокзала пытались оказать ей помощь, до тех пор пока не подошла городская «Скорая медпомощь» и женщину доставили в городскую больницу.
Как бы подводя итоги всей спасательной операции Капитан Вадим Сергеевич Крицкий сказал: «Весь Мир Содрогнулся!!!». Он никогда не искал обстоятельств, позволяющих не выполнить свои прямые обязанности или переложить оные на чужие плечи. Он рисковал своей судьбой, положением и …. во имя спасения человеческой жизни, за что и поплатился во время своего участия в спасательной операции по снятию п/х «Вега» с каменистой отмели западного берега Сахалина у посёлка «Правда». Это был Настоящий Морской Капитан!!!
sekan
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 09 апр 2010, 05:47

Advertisement

Re: п/х "Ладо Кецховелли"СГМП 1949год.

Сообщение Bull 03 мар 2012, 23:09
IP:

Изображение
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса

Re: п/х "Ладо Кецховелли"СГМП 1949год.

Сообщение Борис Иванович 21 ноя 2012, 11:51
IP:

В моё время мы , под гитару, пели песню о гибели "Ладо Кецховелли".Это был 1958год.
Борис Иванович
 
Сообщения: 56
Картинок: 0
Зарегистрирован: 26 апр 2011, 22:06



  • Advertisement

Вернуться в Аварийность на море

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron