• Advertisement

Пароходство СОВТАНКЕР

Модераторы: captang, SergeyOdessa, porollo, Модераторы

Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение Admin 08 апр 2011, 11:04
IP:

Пароходство СОВТАНКЕР

1932-1953 гг

1932 год - в Туапсе создано пароходство "Совтанкер", к нему приписаны 11 танкеров и 2 баржи.

Начальник пароходства И.Г. Сырых.

http://flot.com/publications/books/shel ... hp?print=Y
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 100
Картинок: 2
Зарегистрирован: 14 май 2009, 19:16

Advertisement

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение yurie0110 08 апр 2011, 19:12
IP:

Танкер
Черноморского государственного
нефтеналивного пароходства «Совтанкер»
«АПШЕРОН»


Танкер "АПШЕРОН"

В октябре 1923 года для шведской компании «Rederi A/B Zoroaster» (A. Kristoferson) из Стоктона на верфи «AB Gotaverken, Goteborg» (Швеция) был построен наливной теплоход «ZOROASTER» (строительный № 389). Теплоход вместимостью 3756,26 брт, дедвейтом 5430 т имел длину 98,40 м, ширину 14,98 м и осадку в полном грузу 7,10 м. двухтактный дизельный двигатель Нобеля мощностью 1600 э.л.с. обеспечивал танкеру скорость хода в 10,5 узлов. Экипаж 38 человек. В 1931 году судно прошло ремонт с заменой вспомогательных котлов и в 1932 году продано Советскому Союзу. Теплоход под наименованием «АПШЕРОННЕФТЬ» вошел в состав объединения «Союзнефть». Порт приписки Одесса. С 1934 года судно под новым наименованием «АПШЕРОН» служило в составе Черноморского государственного нефтеналивного пароходства «Совтанкер» Порт приписки Туапсе. В конце 30-х годов танкер доставлял нефть в Болгарию.
Начало Отечественной войны застало танкер в Одессе. С 22 июня 1941 года судно числилось в составе ЧФ в качестве водоналивного транспорта. Судно доставляло в прифронтовые порты воду, горючее, военную технику, боеприпасы.
Следуя очередным рейсом с грузом горючего в Севастополь, теплоход 11 декабря 1941 года по ошибке зашел на Севастопольское оборонительное минное заграждение подорвался и затонул.
ЮНТ
yurie0110
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 20 май 2010, 17:11

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение hertsog 09 апр 2011, 00:30
IP:

21.07.1941 У маяка Пакри подорвался и затонул шедший головным танкер «Железнодорожник».

ex. Tamara
built Oderwerke, 1898a, Location of yard: Stettin-Grabow

do you have a picture of this ship?

Meelis
hertsog
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 авг 2010, 10:51

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение porollo 12 апр 2011, 15:14
IP:

Список судов транспортного флота морских пароходств, местного транспортного и служебно-вспомогатльного флота морских портов Наркомморфлота по состоянию на 1 января 1939 г. Издательство "Водный транспорт". Москва.1939 г.

ЧЕРНОМОРСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НЕФТЕНАЛИВНОЕ ПАРОХОДСТВО "СОВТАНКЕР".
Изображение Изображение
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение yurie0110 14 апр 2011, 19:48
IP:

Морской буксир
пароходства Совтанкер
«ТАЙФУН»

По заказу голландской компании «N.V. Bureau Wijsmuller», The Hague с 1920 года на верфи «Jonker & Stans» в Хендрик Идо Амбахт, (Нидерланды) строился морской буксирный пароход «JACOB VAN HEEMSKERK» (строительный № 145). Судно вместимостью 515,01 брт имело длину 46,15 м, ширину 8,86 м и осадку 3,40 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1020 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 10,0 узлов. В январе 1921 года буксир был спущен на воду и в июне этого же года передан заказчику. Порт приписки Иймуйден. В 1927 году его продали голландской компании «N.V. L.Smit and Co Sleepdienst» из Роттердама, где он получил новое наименование «GELE ZEE». Порт приписки Роттердам.
В середине 30-х годов судно было куплено Советским Союзом и в 1934 году передано Черноморскому государственному морскому пароходству. Там буксир начал эксплуатироваться под наименованием «ТАЙФУН». Порт приписки Одесса. Обыкновенный морской труженик стал знаменитым еще в довоенные годы. В 1937 году буксир «ТАЙФУН» и ледокольный пароход «ТОРОС» благополучно доставили большой плавучий док из Николаева в Советскую Гавань. На следующий год он вел такой же док вместе с грузовым пароходом «ХАРЬКОВ». Путь пролегал из Одессы в Петропавловск-Камчатский. На стапель-палубе дока были закреплены два катера и две баржи. В загонах находились коровы и свиньи, в бассейне — гуси и утки. Здесь разместился даже настоящий огород, засеянный овощами и зеленью. Победив штормы и расстояния, экспедиция через 82 дня, на 20 дней раньше срока, прибыла в Петропавловск-Камчатский. Об этих героических рейсах «ТАЙФУНА», «ТОРОСА» и «ХАРЬКОВА» тогда писали многие газеты Советского Союза. В 1938 году «ТАЙФУН» в качестве буксира передали в состав пароходства «Совтанкер» Порт приписки Туапсе.
Предвоенный 1940 год. На полях страны выращен богатый урожай хлеба. Потоки зерна заполняли элеваторы, трюмы кораблей. Кавказский порт Поти задыхался в волнах «хлебной реки». Потийским портовикам требовалась срочная помощь. И тогда в Черноморском пароходстве было принято решение: перевести из Одессы в Поти большой плавучий пневматический элеватор. Но как это осуществить? Ведь для разборки, перебазирования и монтажа такого элеватора на месте потребуется не менее полутора месяцев. А хлебная река течет, и останавливать ее нельзя. А что, если отбуксировать плавэлеватор в собранном виде? Так и сделали. 16 сентября 1940 года «ТАЙФУН» во главе каравана покинул Одессу, и почти сразу начались неприятности. У Тарханкута их настиг девятибалльный шторм. Шесть суток не уходил с мостика капитан Штепенко, шесть суток экипажи буксира и плавэлеватора сражались со стихией. Но люди выдержали испытание: плавэлеватор был доставлен в Поти на трое суток раньше срока. За самоотверженность и мужество многие моряки были награждены наркомом морского флота СССР.
В начале Отечественной войны буксир с 22 июня 1941 года был мобилизован в состав ЧФ. Он осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в северо-западной части Черного моря. «ТАЙФУН» — участник обороны Одессы. Он доставлял в осажденный город боеприпасы и продовольствие. Обратными рейсами на Большую землю увозились раненые, старики, женщины и дети. В блокированной Одессе находилось много паровозов, а в Николаеве, еще имеющем возможность отправки на восток скопившихся там эшелонов, паровозов не хватало. Было принято решение доставить паровозы на плавдоках. 8 августа первые 25 паровозов и 10 тендеров прибуксировал на плавдоке завода имени А. Марти ледокол «С. МАКАРОВ». Для продолжения этой операции «ЛЕДОКОЛ № 7» привел в Одессу из Херсона корпус железобетонного дока. Погрузив на него такое же количество паровозов и тендеров, тройной тягой буксира «ТАЙФУНА», «ЛЕДОКОЛА № 5» и буксира «СИМЕИЗ» док в течение суток был приведен в Николаев и ошвартован к торцу Широкого мола для разгрузки. Однако враг к этому времени уже занял часть города. Плавдок вследствие появившейся течи в отсеках корпуса начал тонуть. Капитан дока дезертировал. Борьба за живучесть не проводилась, и брошенный док с паровозами затонул у причала. Днем позже «ТАЙФУН» двойной тягой с «СИМЕИЗОМ», поврежденном в Днепро-Бугском канале авиацией противника, увели из Очакова в Севастополь недостроенный эсминец «ОГНЕВОЙ».
Днем 22 сентября 1941 года «ТАЙФУН» буксировал караван барж в Одессу. Несколько «Ju 87» атаковали со стороны солнца. Волны Тендровского залива вспенились белыми смерчами взрывов. Заход за заходом. Трудно маневрировать тихоходному буксиру. Сзади, по корме, потоплены две баржи. Новый взрыв пробил борт у машинного отделения «ТАЙФУНА». Окутавшись клубами пара, буксир стал тонуть. «Всем оставить судно!» — поступил последний приказ капитана И. К. Омельянова. Под бомбами «юнкерсов» команда покинула тонущий буксир. Место его гибели - 46º20´N-31°33´E.
После войны в 1974 году водолазы клуба «Садко» из Николаева обследовали затонувшее судно, лежащее на 14 метровой глубине. В апреле 1983 года его подняли и передали для разделки на металлолом.

Ю.Н. Т.
yurie0110
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 20 май 2010, 17:11

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение yurie0110 15 апр 2011, 15:37
IP:

Пароход танкер
нефтеналивного пароходства «Совтанкер»
«СТАХАНОВЕЦ»


В 1917 году на заводе «Рассуд» в Николаеве по типу азовской шхуны «Эльпидифор» под заводскими №№ 410-429 было заложено 20 кораблей, так называемых «десантных пароходов». Их вооружение состояло из трех 102 мм орудий (два в носу и одно в корме), двух зенитных 75 мм пушек и двух пулеметов. «Десантный пароход» мог принимать на борт 120 мин. Судно водоизмещением 1050 т имело длину 74,7 м, ширину 10,3 м и осадку 3,5 м. Две паровые машины мощностью 750 л.с. обеспечивали ему скорость хода в 10 узлов.
«ЭЛЬПИДИФОР № 419» был спущен на воду в 1918 году. К концу первой мировой войны он достроен не был и после гражданской войны в 1922 году передан Главоду Народного Комиссариата Путей Сообщения. Пароход достроили в качестве нефтеналивного судна и под наименованием «АЛЕКСАНДР ЕМШАНОВ» (строительный № 14) сдали заказчику корпорации «Нефтесиндикат» в 1923 году. Порт приписки Одесса (№ 8). Водоизмещение 1795 т (1219 брт). Размерения: длина 74.67 м, ширина 10.39 м, осадка 3.08 м. Две паровые машины общей мощностью 606 л.с. Скорость 7.5 узла. С 1930 года танкер числился в объединении «Союзнефть», а с 1934 года в составе судов пароходства «Совтанкер». Порт приписки Туапсе. В 1938 году пароход переименовали в «СТАХАНОВЕЦ».
С начала Отечественной войны пароход обеспечивал потребности военного командования и пароходства горючим и водой. 18 апреля 1942 года танкер включили в состав Черноморско-Азовского бассейнового управления из Туапсе. 15 июня 1943 года «СТАХАНОВЕЦ» следовал с военным грузом из Сухуми в Сочи. Для его охранения из Туапсе был выслан «БТЩ 411» (ЗАЩИТНИК), который в 15 милях к западу от Сухуми был торпедирован немецкой подводной лодкой «U 24» и затонул. «СТАХАНОВЕЦ» под охраной «БТЩ-406» (ИСКАТЕЛЬ) вынужден был вернуться в Сухуми. 16 сентября 1944 года его вернули пароходству «Совтанкер». В 1948 году судно стали использовать как бункеровочную базу.
ЮНТ
yurie0110
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 20 май 2010, 17:11

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение yurie0110 05 май 2011, 08:56
IP:

Наливной пароход
пароходства «Совтанкер» «ШАУМЯН»

В октябре 1886 года по заказу Русского Общества Пароходства и Торговли на судоверфи «R & W Hawthorn Leslie & Co, Ltd» Newcastle (Англия) был построен наливной пароход под наименованием «ЛУЧ» (строительный № 267). Судно водоизмещением 3950 т (1446 брт), грузоподъемностью 98000 пудов имело длину 77,87 м, ширину 10,42 м и осадку 4,90 м. Вертикальная паровая машина высокого давления, тройного расширения мощностью 1058 л.с. обеспечивала танкеру скорость хода в 10,0 узлов. Экипаж 30 человек. Порт приписки Одесса (№ 536). В начале 1887 года судно вошло в строй. В 1888 году «ЛУЧ» совершил 47 рейсов на линии Батум - Одесса, доставив около 2,5 миллиона пудов керосина. В 1893 году топки парохода были приспособлены для отопления нефтяными остатками. В 1895 году на судоверфи РОПиТа в Севастополе танкер прошел капитальный ремонт. Его вместимость увеличилась до 1624,28 брт. К 1900 году он совершил много рейсов с керосином в порты Адриатического, Средиземного морей и в Англию, а также из Новороссийска в Одессу, Херсон и Александровск на Днепре. В это время в порту приписки Одессе «ЛУЧ» числился под № 148. В 1907 году пароход был продан А.И. Меркурьеву из Одессы. В 1908 году танкер прошел капитальный ремонт и в 1909 году приобретен Акционерным обществом «Океан». В 1910 году пароход был арендован Обществом братьев Нобель и с 1 мая совершил 7 рейсов из Петербурга в Данциг, доставив туда 709 тысяч пудов керосина. Во время первой мировой войны судно было привлечено по военно-судовой повинности и с 7 августа 1914 года зачислено в состав Черноморского флота в качестве транспорта. Вооружение – два 47 мм орудия. С 16 мая 1917 года он имел наименование «№ 159». 30 августа 1918 года его вернули владельцу. В сентябре 1919 года танкер сел на мель у входа в Босфор, 1 октября снят и отведен в Буюк-Дере и после ремонта продан компании «British Baku Trading & Shipbuilding» из Лондона. Пароход с 1921 года стал плавать под наименованием «LADY ELINOR».
В 1922 году пароход в Батуме был задержан российскими властями. По суду в 1924 году он был возвращен СССР. Под названием «ШАУМЯН» его включили в состав АО «Совторгфлот». Портом приписки танкера снова стала Одесса (№ 47). С 1934 года «ШАУМЯН» входил в состав пароходства «Совтанкер». 24 февраля 1934 года танкер с разобранной машиной стоял у пристани № 7 в порту Туапсе. Вследствие усилившегося ветра и поднявшегося волнения стоянка у пристани сделалась опасной. Капитан решил вывести судно на рейд. Вызванный буксир оттянул танкер от пристани. Однако 8-ми балльным ветром буксирный конец вытравился с кнехтов и ушел за борт. «ШАУМЯН», несмотря на отданный якорь, был выброшен на прибрежные камни, пропоров днище. После ремонта его передали Осводу и переоборудовали в учебную плавучую базу в Туапсе. В 1937 году пароход был списан. Однако после начала Отечественной войны корпус танкера использовали в Туапсе как плавучую емкость. В ночь на 23 октября 1942 года четыре торпедных катера фашистов атаковали рейд Туапсе. К счастью пять торпед взорвалось при ударе о волнолом, а три у берега на внутреннем рейде. Стоящий там полузатопленный «ШАУМЯН» при взрыве одной из торпед получил значительные разрушения. После окончания Отечественной войны старый танкер передали на разборку.
ЮНТ
yurie0110
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 20 май 2010, 17:11

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение Bull 12 авг 2011, 18:01
IP:

yurie0110 писал(а):Морской буксир
пароходства Совтанкер
«ТАЙФУН»

По заказу голландской компании «N.V. Bureau Wijsmuller», The Hague с 1920 года на верфи «Jonker & Stans» в Хендрик Идо Амбахт, (Нидерланды) строился морской буксирный пароход «JACOB VAN HEEMSKERK» (строительный № 145). Судно вместимостью 515,01 брт имело длину 46,15 м, ширину 8,86 м и осадку 3,40 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1020 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 10,0 узлов. В январе 1921 года буксир был спущен на воду и в июне этого же года передан заказчику. Порт приписки Иймуйден. В 1927 году его продали голландской компании «N.V. L.Smit and Co Sleepdienst» из Роттердама, где он получил новое наименование «GELE ZEE». Порт приписки Роттердам.
В середине 30-х годов судно было куплено Советским Союзом и в 1934 году передано Черноморскому государственному морскому пароходству. Там буксир начал эксплуатироваться под наименованием «ТАЙФУН».



Юрий ну ка гляньте свои выпуклым, есть вот такой JACOB VAN HEEMSKERK. Похож он на "Тайфун"? У Вас есть фото?

Изображение
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение yurie0110 14 авг 2011, 19:07
IP:

Уважаемый Bull Огромное Вам спасибо. Но у меня это фото есть. Оно подписано "Морской буксир-спасатель «JACOB VAN HEEMSKERCK» Мне его прислал хороший человек из Екатеринбурга. С уважением ЮНТ
yurie0110
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 20 май 2010, 17:11

Re: Пароходство СОВТАНКЕР

Сообщение Bull 27 фев 2012, 19:34
IP:

В архиве есть упоминание о буксире ШТОРМ. баржа ТЕНДРА - это "элпидифор", после войны еще был в Одессе.
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса

След.


  • Advertisement

Вернуться в Пароходство СОВТАНКЕР

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1