ВЧЕРА... 2.1.1 (2).jpg
Сухогруз «Марс». 1939
nadezda.jpg
Участники акции «Надежда и
примирение». 13 апреля 1995
1939 - 1945 годы Теплоход, получивший название «Марс» (впоследствии «Витязь») был построен в 1939 году на верфи Бремерхавена (Германия) по заказу судоходной компании «Нептун» в качестве грузопассажирского судна. Судно предназначалось для перевозки фруктов из южных стран в Германию. Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на «Марсе», писал: «Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения… «Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна…».
Во время Второй мировой войны «Марс» возил целлюлозу из Скандинавии, а затем стал военным госпиталем на 600 мест. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез более 20 000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками. Последний рейс судно совершило 13 апреля. Через 50 лет, 13 апреля 1995 года, на «Витязе» собрались русские и немецкие ветераны на акцию «Надежда и примирение», в море были возложены цветы, а на территории музея была посажена липа, привезенная специально для этого дня из немецкого Дуйсбурга членом городского парламента Клаусом Давидом.
Закончилась война, и по репарации судно оказалось в Великобритании с новым названием «Вперед, Империя». Портом приписки был Ливерпуль, оно находилось там меньше года, после чего было передано СССР и стояло в Ленинграде.
Nis-49.jpg
НИС «Витязь» на ходовых
испытаниях. 1948
vitia_2-49.jpg
Первые донные пробы
на палубе НИС «Витязь». 1949
1946 - 1949 годы 31 января 1946 года был организован Институт океанологии АН СССР, и ему было необходимо научное океанское судно. Осенью 1946 года известный полярник, министр морского флота П.П. Ширшов командировал сотрудника института, впоследствии - известного морского биолога В.Г. Богорова, и капитана С.И. Ушакова в Ленинград для выбора судна. В.Г. Богоров вспоминал: «Когда мы подъезжали к бухте, где стоял трофейный флот, мы увидели с пригорка это корабль и сразу указали на него. Это был «Марс». Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 гг. на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций.
Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища проб.
После английского имени уже в нашей стране судно называлось «Экватор», «Адмирал Макаров», но прославило его имя «Витязь». Это имя судно получило в честь знаменитых корветов «Витязь» XIX века. Первый «Витязь» - винтовой корвет, на котором в 1870-1871 гг. к берегам Новой Гвинеи совершил плавание известный русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Второй «Витязь» - парусно-винтовой корвет, которым в 1886-1889 гг. командовал знаменитый русский адмирал, ученый, кораблестроитель С.О. Макаров. Так что новое океанографическое судно Института океанологии приняло имя от знаменитых предшественников и с гордостью пронесло его по всем океанам. А эскиз букв с русской вязью, которые украшают нос «Витязя», сделал сам Петр Петрович Ширшов.
vitia_3-50.jpg
Спуск дночерпателя с борта НИС
«Витязь». 1950-е гг.
1955.jpg
Сотрудники института океанологии
М.Н. Соколова и Р.Я. Левенштейн
на борту НИС «Витязь». 1955
2.1.1 (4).jpg
НИС «Витязь» у причала. Суве, 1958
2.1.1 (5).jpg
НИС «Витязь» в порту Мадрас. Индия, 1962
2.1.1.jpg
НИС «Витязь» в море. 1962
1949 - 1979 годы Этот
период для судна был самым счастливым - 65 экспедиций во всех океанах, более 800 000 пройденных морских миль, 7943 научных станции, открытия, заходы в экзотические страны, встречи с интересными людьми. Это время в мировой океанологии называют ЭПОХОЙ «Витязя». О научных достижениях, выполненных на судне, написаны многочисленные труды, монографии, статьи на многих языках. Первые исследования «Витязя» - это всестороннее изучение Берингова, Охотского, Японского морей, работы по программам Международного геофизического года, участие в Международной индоокеанской экспедиции и в советско-американском эксперименте «Полимоде».
В эпоху «Витязя» был собран уникальный материал и сделано множество открытий в разных областях океанологии. На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Марианской впадине измерена наибольшая глубина - 11 022 м.
Особенно важным было изучение глубоководных желобов, их морфологии, осадков, но главное - особенностей динамики вод в желобах и в придонном слое воды. Специальные исследования «Витязя» доказали недопустимость захоронения отходов атомной промышленности на дне глубоководных океанических впадин ввиду активной придонной циркуляции вод. Геофизические работы, проводившиеся на «Витязе», позволили высказать обоснованные гипотезы о строении земной коры вообще, а впоследствии - выработать новые представления о глобальной эволюции Земли. Заметные результаты были получены геологами, гидрологами, гидрохимиками, биофизиками.
Но ни в одной области океанологии не было сделано так много и столь значительных открытий, как в биологии. Описано 1176 новых видов животных и растений. Новые таксоны более высокого ранга включают 171 род и 26 семейств. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена на «Витязе». Особый раздел составили исследования головоногих моллюсков. Исследования бентоса также занимали важное место в экспедициях «Витязя». Работы на «Витязе» показали, что Мировой океан - это целостный природный объект с теснейшим взаимодействием всех свойственных ему параметров, образующий единую сложную биологическую систему со своей определенной структурой. Еще два выдающихся научных открытия непосредственно связаны с исследованиями «Витязя». С борта судна была обнаружена достаточно разнообразная фауна на больших глубинах (от 6000 м до максимальных) и открыт новый тип животных - погонофоры.
Все эти открытия сделали ученые-океанологи нашей страны, ведь именно на «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии. Основоположниками школы стали ученые, работавшие на легендарном «Персее». «Персейцами», пришедшими в институт, были биологи Л.А. Зенкевич и В.Г. Богоров, химик С.В. Бруевич, океанографы В.Б. Штокман и А.Д. Добровольский, геолог В.П. Зенкович. Будучи беспартийной и довольно независимой публикой, они, конечно, не могли не испытывать тогдашнего давления, духовного прессинга на интеллигенцию. Жить и работать им помогала «тайная свобода», заключенная в морской науке. Она морально и физически позволяла вырваться на волю - в бесконечный морской простор. А молодежь мечтала о коралловых атоллах, пальмах и южных созвездиях - война кончилась, открывался мир! Их умами владели замечательная эпопея Т. Хейердала на плоту «Кон-Тики», кругосветные плавания шведов на «Альбатросе» и датчан на «Галатее». Можно понять восторг участников первых экспедиций, вчерашних фронтовиков, которые в сапогах и ватниках поднимались на борт белоснежного красавца, попадали в великолепные интерьеры, в условия жизни, напоминающие сказку. А главной наградой была интересная работа, по которой так соскучились за время войны.
В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор 100 портов 49 стран мира встречали его как представителя нашей страны. «Витязь» был «послом дружбы и мира». На его борт поднимались Ж. Кусто и Т. Хейердал, губернаторы и премьер-министры, послы и космонавты. Часто на заходах устраивали дни открытых дверей, и люди часами ждали, чтобы подняться на судно. Ученые 14 стран работали на «Витязе». Последний рейс судно совершило в 1979 году вокруг Европы, и еще раз подтвердилась всемирная известность судна, когда при заходах в порты Франции, Испании, Португалии, Великобритании, Дании «Витязь» посещался учеными из этих стран, специально приезжавшими для личного знакомства со знаменитым кораблем науки.
«Витязь» всей своей жизнью был связан с Владивостоком, и членами экипажа были дальневосточники. 7 марта 1977 года Владивосток прощался со своим любимым кораблем - «Витязь» под звуки оркестра вышел в бухту Золотой Рог и очередной, 61-й рейс, начался.
vitia_7-79.jpg
Буксировка НИС «Витязь» на завод
«Янтарь». Октябрь, 1980
vitia_4-90a.jpg
НИС «Витязь» в доке КСРЗ.
Июнь 1994
1979 - 1990 годы Этот
период можно назвать самым печальным в судьбе судна. Уже в середине 70-х годов, когда стало ясно, что океанская карьера подходит к концу, родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Но где именно причалить ветерану? Предполагалось поставить его в Москве, «порте пяти морей», к открытию московской Олимпиады, обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» дальневосточники. Но в своеобразном конкурсе верх взял Калининград. 22 апреля 1979 года, завершив свой последний, 65-й рейс, «Витязь» вошел в воды Преголи. Торжественной передачи судна городу не произошло, а судно на многие годы встало на якорь. Писатель Л.В. Почивалов, много сделавший для сохранения «Витязя», писал в «Правде»: «Никто не хотел взять на себя полную ответственность за судьбу отечественной реликвии». Предлагали отправить его на переплавку. К этому времени уже не стало легендарного «Ермака», был продан знаменитый ледокольный пароход «Седов» - гордость освоения северных широт нашего народа. Такая же судьба ждала и «Витязь».
Только в 1988 году «Витязь» был поставлен на завод «Янтарь». В 1989 году Атлантическое отделение Института океанологии им. Ширшова АН СССР заказало Калининградскому филиалу ЦПКТБ “Запрыба” разработку технической документации по переоборудованию «Витязя» в судно-музей. Итогом долгого пути стало постановление Правительства РСФСР от 12 апреля 1990 года о создании Музея Мирового океана в городе Калининграде. Первым директором стала Светлана Геннадьевна Сивкова, которая в течение нескольких лет возглавляла борьбу за спасение корабля-легенды.
В 1991 году Калининградским филиалом ЦПКТБ (ныне Калининградский проектно-конструкторский центр) была разработана рабочая документация по переоборудованию судна в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра РСФСР. При проведении ремонтных работ на заводе «Янтарь» были частично заменены открытые участки палуб, полностью заменён деревянный настил главной палубы, установлены противопожарная и вентиляционная системы.
ХРОНОЛОГИЯ 1939. Сухогруз «Марс» построен на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия).
1945, январь-апрель. В качестве военного транспорта вывез около 20 тысяч беженцев из Восточной Пруссии.
1945, декабрь. Передан по репарации в состав флота Великобритании, получил название «Empire forth» («Империя, вперед»).
1946, май. Передан СССР, получил название «Экватор» (порт приписки Ленинград).
1947-1949. Переоборудован в научно-исследовательское судно «Витязь».
1949, 1 апреля. На «Витязе» поднят вымпел АН СССР.
1949- 1979. Провел 65 научных экспедиций, порт приписки Владивосток.
1979, 22 апреля. Завершил последнюю 65-ю научную экспедицию в Калининграде.
1990, 12 апреля. Совет Министров РСФСР подписал постановление «О создании Музея Мирового океана в Калининграде».
1992, 5 ноября. Российская Академия наук передала «Витязь» Музею Мирового океана Министерства культуры России.
1994, 12 июля. «Витязь» ошвартован у музейного причала.
1994, 23 октября. Принял первых посетителей.
1995, 12 апреля. Открыта первая экспозиция в кают-компании и курительном салоне.
1996, 25 июля. Открытие экспозиций, приуроченных к празднованию 300-летия Российского флота.
2000, 28 декабря. Открыта 1-ая выставка в «Янтарной каюте».
2002, 5 июля. Открыта экспозиция «Россия открывает океан» в исторических залах.
2003, 18 мая. Открыта экспозиция «Путешествие по морскому дну» в трюме.
2006, 5 ноября - 28 декабря. «Витязь» проходит доковый ремонт.
2007, 18 мая. Открыта новая экспозиция «Эпоха Великих географических открытий» на главной палубе.
2009, 5-6 сентября.. Празднование 70-летия НИС "Витязь", 60-летия со дня его выхода в первый научный рейс, 30-летия завершения научной работы в океане и 15-летия швартовки "Витязя" у музейного причала.