• Advertisement

Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Модераторы: info, SergeyOdessa, Модераторы

Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Сообщение Admin 04 май 2010, 09:05
IP:

Если Есть Что Добавить - Пишите тут!
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 100
Картинок: 2
Зарегистрирован: 14 май 2009, 19:16

Advertisement

Re: Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Сообщение Dimas 14 май 2010, 20:57
IP:

http://www.murmanarchiv.ru/index.php?op ... &Itemid=82
Государственный Архив Мурманской области

№ 1

Донесение руководства Мурманского государственного морского пароходства первому секретарю областного комитета ВКП (б) М.И. Старостину об обстоятельствах гибели теплохода "Циолковский"


10 июня 1942 г. Секретно

По докладу ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" тов. Остроум0ова и 3 механика тов. Курта о гибели теплохода "Циолковский" доношу:

Теплоход "Циолковский" 28 апреля вышел из Мурманска в составе конвоя, следовавшего в Исландию. Теплоход имел груз 255 стандартов* леса. Переход продолжался благополучно до 1 мая. В районе острова Медвежий 1 мая в 5 часов 35 минут появились четыре вражеских самолета, на судне была сыграна боевая тревога, люди заняли свои места, согласно боевого расписания. Самолеты, сбросив бомбы, улетели, остался один вражеский самолет, видимо, разведчик, который наводил свои надводные и подводные силы.

В 13 часов 35 минут, т.е. через 8 часов появились надводные и подводные силы противника (миноносцы и подлодки).

Команда теплохода "Циолковский" находилась на своих местах по боевой тревоге. Вблизи каравана завязался бой между английскими и немецкими миноносцами, вблизи рвались снаряды противника. Капитан судна тов. Левицкий приказал поставить дымовую завесу для прикрытия каравана.

В 14 часов 25 минут с левого борта судна раздался сильный взрыв, торпеда попала в машинную переборку. Судно получило дифферент** на корму и стало тонуть. Команда судна спокойно начала спускать шлюпки на воду и спасаться. Спустя некоторое время на судне раздался второй взрыв, установить принадлежность взрыва невозможно, но по силе взрыва и действия можно предполагать, что в судно попала вторая торпеда. Вторым взрывом все находящееся на верхней палубе было выброшено за борт, а из трюмов выбросило доски.

Часть людей была выброшена толчком, некоторые выбрасывались за борт сами, имея спасательные пояса. Очутившись в воде, люди спасались на выброшенных из трюма досках и перевернутых шлюпках.

К месту катастрофы подошел английский тральщик и на малом ходу выбросил сетки и концы, за которые хватались люди, и их подбирали на борт тральщика, которых оказалось 14 человек.

В стороне шел бой между английскими и немецкими миноносцами. Тральщик получил приказание прекратить подбирать людей и идти на присоединение, что им было и выполнено. Не подобранные члены экипажа, по всей видимости погибли, некоторые члены экипажа, в том числе и капитан Левицкий, потонули с судном, так как на воде их никто из спасшихся не видел.

Судно затонуло в течении 2-3 минут. Действие личного состава было исключительно героическое. Без паники люди спускались в ледяную воду, находясь в последней свыше часа.

Смертью храбрых погиб капитан судна тов. Левицкий, не покинувший судна, желая снять секретные документы, для чего направился в каюту и не успел уже выброситься за борт. В заключении считаем необходимым возбудить ходатайство о пенсии семьям погибших в бою с фашистами при выполнении боевого задания Правительства.

Приложение: 1. Список погибших товарищей.
2. Рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" тов. Остроумова
3. Объяснение 3-го механика тов. Курта ***

И.о. начальника Мурманского
государственного морского пароходства Улицкий

Начальник политотдела Мурманского
государственного морского пароходства Зубов

Зам. начальника Мурманского
государственного морского пароходства
по военной части капитан 1 ранга Дианов

Резолюция: т. Смирнову. Совместно с политотделом пароходства некоторых из погибших товарищей представить к правительственной награде, а что касается пенсий, то на этот счет видимо есть определенный порядок. 15 июня 1942 г. И. Федоров

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д. 79, лл.3-3 об. Машинописный подлинник.

* Стандарт (Ленинградский) - единица измерения объема в плотной массе древесины, равная 4,672 кубическим метрам
** Дифферент - разность между осадкой носа и осадкой кормы судна
*** Список погибших членов команды теплохода "Циолковский", рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" А.С. Остроумова, объяснительная записка 3 механика теплохода "Циолковский" Курта Н.Т. См.: ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 79, лл.4 - 6 об.



№ 5

Из сведений, представленных начальником политотдела Мурманского государственного морского пароходства П.Ф. Зубовым в обком ВКП(б) о боевых и трудовых подвигах моряков, портовиков и судоремонтников в годы войны*

7 апреля 1943 г.

Совершенно секретно

[...]

Всей стране известен подвиг экипажа т/х "Старый Большевик". В течение шести дней он вел бой с фашистскими стервятниками и выше шел из него победителем. Яростным атакам вражеских самолетов была противопоставлена организованность, стойкость и выдержка команды теплохода, умелое маневрирование судном со стороны командования.

Кругом теплохода сыпались десятки бомб. Одна из бомб упала на полубак и вывела из строя пушку. Смертью храбрых погибли на боевом посту командир орудия тов. Никифоренко и члены орудийного расчета тт. Карамшанов, Кухаржевский, Пискус и Гаврилов. От взрыва бомбы под полубаком в кладовой возник пожар, а там хранились снаряды. Минуты промедления грозили бы судну гибелью - взрыв снарядов неизбежно повлек бы за собой взрыв взрывчатки, находившейся в первом трюме. Но команда не растерялась. Быстро и организованно под обстрелом с фашистских самолетов она потушила пожар, ликвидировала грозную опасность для корабля. Судно, отстав на некоторое время от каравана, нагнало последний, заняло в нем свое место... (пропуск текста- не скопировалось)

Высоко оценило подвиг экипажа т/х "Старый Большевик" советское правительство. Теплоход Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1942 г. был награжден орденом Ленина, капитан теплохода И.И. Афанасьев, помполит К.М. Петровский и матрос Б.И. Аказенок** удостоены звания Героя Советского Союза, а все остальные члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.

Этот подвиг экипажа т/х "Старый Большевик" был совершен им во втором рейсе в загранплаваний. Первый рейс в Америку был совершен с 28 сентября 1941 г. по 20 января 1942 г. также благополучно, хотя и он проходил в труднейших условиях. Теплоход доставил в родной порт 2386 тонн груза, пройдя полярной ночью сквозь штормы и плавающие мины тысячи миль. В этом рейсе недалеко от родины берегов на караван было совершено нападение фашистской подводной лодки, но теплоход благополучно избежал опасности, вырвался вперед и на двое суток раньше каравана прибыл в порт Мурманск. Выгрузив груз, теплоход направился в очередной рейс, в котором он покрыл себя неувядаемой славой. Сейчас теплоход благополучно завершил третий рейс, прибыв с грузом в порт Владивосток.

П/х "Моссовет" (Мурманского пароходства) под командованием старого опытного моряка Федора Андреевича Рынцына с первых дней отечественной войны был включен в состав флота, обслуживавший непосредственные нужды фронта. Он перевозил войска и вооружение для фронта. В море он дважды подвергался нападению фашистских стервятников. Вражеские самолеты, пикируя, сбросили на судно десятки бомб, обстреливали его из пулеметов, но судно продолжало двигаться вперед на выполнение боевого задания. Мужественный капитан, которого хорошо знает и уважает весь Северный морской бассейн, Федор Андреевич Рынцын ни на минуту не покинул мостика, умело маневрировал судном, уклоняясь от бомб. Капитанский мостик был пробит десятками пулеметных очередей, но судно и грузы были доставлены в срок по назначению.

Экипаж судна, воодушевленный своим капитаном, также показывал образцы выдержки, мужества и самоотверженности. Боцман тов. Федоров на палубе, кочегар 1 класса, 8 лет работающий на морском флоте тов. Зонтов, старший машинист тов. Белогоров и многие другие не покидали своих боевых мест, а героически работали, что позволило судну, в основном, выйти из серьезной опасности невредимым и выполнить боевое задание.

Так, славный экипаж судна работал до лета 1942 г., когда по решению правительства СССР был направлен в заграничный рейс.

Обстановка сложилась так, что надо было идти без конвоя, в одиночку или ждать длительное время формирования каравана. Командование решило пустить три наших советских корабля в рейс одиночным путем с интервалами выхода в одни сутки. Открыть дорогу одиночного плавания было поручено п/х "Моссовет" с его опытным мужественным капитаном Ф.А. Рынцыным и помполитом, бывшим боцманом этого же парохода A.M. Федоровым. Опытный судоводитель, знаток плавания в Северных широтах Баренцева моря Ф.А. Рынцын благополучно довел судно до берегов дружественной страны. Приходилось "петлять" по кромке льда, иногда заходить в лед, чтобы уменьшить риск нападения подводных лодок противника. При выходе из незнакомого порта два наших парохода, выходившие в Англию вместе с п/х "Моссовет", сели на мель. На "Моссовете" это заметили. Быстро созрело решение - надо помогать судам, попавшим в беду. И вот команда п/х "Моссовет" самостоятельно принимается за работу. Капитан Рынцын, рискуя сам оказаться на камнях, осторожно и расчетливо подходит к одному и второму судну и освобождает их из плена. Работа была горячая, бушевал шести бальный шторм, в самом разгаре была полярная ночь, неоднократно лопались буксиры, но мужественные советские люди не останавливаются ни перед какими трудностями и преградами. Они знали, что вызов нескольких буксиров для снятия судов с мели очень дорого обошелся бы Советскому Союзу, а главное, суда задержались бы на длительный срок этой вынужденной стоянкой.

Сутки напряженной, самоотверженной работы команд трех пароходов и особенно "Моссовета" - и суда смогли вместе следовать в порт назначения.

П/х "Моссовет", взяв грузы, без замедления отправился в обратный рейс к родным берегам и опять же в одиночку, без конвоя. Плавание было тяжелое, в море бушевал шторм, стояла непроглядная темнота, судно несколько раз обледеневало, получало крен то на правый, то на левый борт. Перекатывавшиеся через палубу громадные волны оставляли за собой на палубе тонны воды, превращавшиеся быстро в тонны льда, расшатывали крепления палубного груза. И вот вся команда дружно включилась в борьбу со стихией. Тонны льда летят за борт, грузы закреплены вновь, люди промокают с головы до ног, и так продолжается борьба в течение 8-10 дней. Для сна в одежде ежедневно урывается 3-4 часа. А капитан Рынцын, как боевой командир, зачастую даже не имел и этого отдыха, он все время был на мостике. Он, да и вся команда знала, что помимо стихии, возможна встреча с другим врагом, еще более жестоким и коварным. И они продвигались с предельной скоростью, бдительно неся боевую вахту. До 30 плавающих мин судно встретило на своем пути.

13 января 1943 г. п/х "Моссовет" благополучно прибыл в родной Мурманский порт, доставив для фронта грузы. Казалось бы, после такого тяжелого рейса была законной претензия команды на отдых, однако она об отдыхе думала меньше всего. Судно было разгружено и погружено грузом для нового рейса при активном участии экипажа.

И вот судно готово к новому ответственному рейсу, но вдруг неожиданная помеха. 28 февраля вражеские самолеты сбросили на судно груз бомб, прямого попадания не было, но осколками бомб и взрывной волной судну нанесены некоторые повреждения, были на судне и жертвы. А назавтра назначен выход в рейс судна, караван (в этот рейс п/х "Моссовет" был включен в состав каравана) ждать не будет. Мужественный капитан, а с ним и вся команда решает устранить повреждения за ночь и идти в рейс. Эту задачу мужественный экипаж решил блестяще. Судно в установленное время вышло в очередной рейс. Правительство СССР высоко оценило работу мужественного капитана Ф.А. Рынцына, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1942 г. он был награжден орденом Ленина, а приказом командующего Северным флотом от 18 марта 1943 г. - Орденом Отечественной войны 1 степени. Вместе с ним награждено 11 человек членов экипажей этого замечательного судна [...]

Т/х "Севзаплес" (Мурманского пароходства) вышел в рейс 16 сентября 1942 года из Архангельска с грузом леса на Англию, прибыл в Мурманск 15 марта 1942 г. В Англии получил основательный ремонт. Рейс проходил в тяжелых условиях. Сразу же по выходе из Архангельска машина стала сдавать, что заставляло судно отставать от конвоя и ставило его в опасное положение. От команды, особенно машинной, потребовалась особо напряженная работа. Люди работали по исправлению дефектов в машине круглыми сутками. Особенно следует отметить самоотверженную работу третьего механика члена ВКП(б) тов. Данилова Н.К., четвертого механика тоже члена ВКП(б) тов. Щербакова Н.З. По приходу в Англию судно было поставлено в сухой док на четырехмесячный ремонт корпуса. По инициативе ст. механика тов. Андронова ремонт машины команда решила провести своими силами, хотя средства на это дело и были отпущены. Машина была в срок отремонтирована. На обратном рейсе 11 марта судно отстало от каравана и вынуждено было следовать самостоятельно. Взяли курс на Иоконьгу и вошли в лед. 13 марта встретились с английским тральщиком. В то время как с английским тральщиком велись сигнальные переговоры, неожиданно появился фашистский самолет, заходивший на бреющем полете (35-40 метров) боевым курсом на судно. Сбросив на судно две бомбы, которые не разорвались, а лишь повредили палубные установки, самолет стал заходить во второй боевой заход. По самолету был открыт огонь из пулеметов, но он не был достаточно интенсивным, так как крупнокалиберным пулеметам загораживали цель труба и мостик. Сделав разворот, фашистский стервятник вновь ринулся на судно, сбросил еще две бомбы уже с несколько большей высоты (80 метров), но бомбы опять не взорвались. Но второй заход стервятника встретили шквалом пулеметного огня с теплохода и тральщика, фашистский "Ю-88" накренился, пролетел около двух миль и, рухнув на лед, загорелся. Так ответили советские моряки на разбойничий налет фашистского стервятника. Вся команда по боевой тревоге действовала спокойно и четко. Особую выдержку и находчивость проявили в стрельбе по самолету врага матрос 2-го класса секретарь комсомольской организации тов. Щербаков Г., матрос тов. Петровский, третий пом. капитана член ВЛКСМ тов. Олешко Ф.Г., моторист кандидат ВКП(б) тов. Никонов А.С.

Уничтожив фашистский самолет, сам экипаж не пострадал совершенно, хотя фашист не только бомбил, но и бил по судну из пулеметов. Судну был нанесен незначительный ущерб, за время выгрузки все повреждения были устранены, и судно вышло в новый рейс.

Это же судно, следуя в Мурманск, на траверзе Териберка обнаружило в непосредственной близости от себя перископ подводной лодки. Быстро сманеврировав, судно немедленно открыло по перископу пулеметный и пушечный огонь. Перископ больше не появлялся. Судно, благодаря выдержке и дисциплине экипажа избежало еще одной и смертельной опасности.

С тех пор теплоход побывал в нескольких ответственных рейсах, в 1943 г. благополучно прибыл в порт Владивосток, выгрузил груз и направился в новый рейс.

За самоотверженную работу, стойкость и мужество в бою с фашистским стервятником Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1942 года матрос т/х "Севзаплес" тов. Щербаков награжден орденом Ленина.

Начальник политотдела МГМП /подпись/ Зубов

ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 181, лл. 21-22об., 24 об.-25,26-26 об., 27. *Опущено о героизме экипажей пароходов "Андре Марти", "Циолковский", "Роза Люксембург", "Аргунь", "Кузбасс", "Тбилиси", "Ашхабад", "Киев", "Днепрострой", "Пролетарий", самоотверженной работе ряда портовиков и судоремонтников, список членов экипажа парохода "Моссовет", награжденных орденами и медалями.
Dimas
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 21:34

Re: Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Сообщение info 15 май 2010, 19:32
IP:

учась в училище.помню.нам организовывали встречи с ГСС Аказенком

Navigare necesse est…

К морю надо возвращаться не только потому, что его нельзя забыть. Его нельзя запомнить.
Рамон Гомес де Ла Серна
Аватара пользователя
info
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 543
Картинок: 2000
Зарегистрирован: 14 июн 2009, 22:59

Re: Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Сообщение SergeyOdessa 30 июл 2010, 23:51
IP:

Памятный знак на Одесском морвокзале.

Изображение
Аватара пользователя
SergeyOdessa
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 293
Картинок: 600
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 22:08
Откуда: г.Одесса

Re: Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Сообщение SergeyOdessa 01 авг 2010, 16:23
IP:

В статье "Огненные фарватеры" рассказывается об участии черноморского сухогруза "ТРАКТОРИСТ"
в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны
(Одесса, газета ЧМП "Моряк", № 19, 1981 год).

Изображение
Аватара пользователя
SergeyOdessa
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 293
Картинок: 600
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 22:08
Откуда: г.Одесса

Re: Если Есть Что Добавить - Пишите тут!

Сообщение SergeyOdessa 05 май 2011, 21:15
IP:

НА ПУТИ К ПОБЕДЕ. Цифры и факты.

Труженики Черноморско-Азовского бассейна за годы Великой Отечественной войны
в общей сложности обеспечили перевозку более 2,5 миллионов тонн воинских грузов
для действующей армии – войск, техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия.

В жестоких боях с врагом коллектив Черноморского пароходства потерял
15 процентов личного состава убитыми и ранеными.

Транспортный флот сыграл большую роль в обороне Одессы, бесперебойно снабжая
Приморскую армию и население. В перевозке войск и грузов, эвакуации приняло участие
71 транспортное судно. В осажденный город они доставили 63759 солдат и офицеров,
тысячи тонн боеприпасов и снаряжения. Морем было вывезено около 25 тысяч тонн
оборудования промышленных предприятий, много металла, зерна и других стратегических
грузов, а также свыше 300 тысяч человек гражданского населения.

В течение июля 1941 – июня 1942 года на севастопольской коммуникации работало,
не считая мелких плавсредств, 68 судов торгового флота. Они совершили 388 рейсов,
доставили севастопольцам свыше 200 тысяч воинов, много оружия, боеприпасов,
снаряжения и других важных грузов.

Вблизи Новороссийска в начале февраля 1943 года с помощью судов Черноморского пароходства
был высажен десант, и захваченный ним плацдарм расширен в глубь полуострова Мысхако.

Медалью «За оборону Кавказа» были награждены более 3 тысяч моряков, портовиков и
судоремонтников Черноморского бассейна.

За период войны на Черноморско-Азовском бассейне погибло 610 единиц нашего торгового флота,
в том числе 16 товаро-пассажирских судов, 46 сухогрузных, 7 наливных, 24 ледокола и буксира,
42 судна технического флота, 58 барж, 131 парусно-моторное судно, вспомогательные катера,
доки, плавкраны. Грузоподъемность только транспортного флота, погибшего в войну,
составила около 70 процентов довоенного тоннажа.

Родина высоко оценила трудовые и ратные подвиги моряков Черноморского транспортного флота,
наградив 1015 человек орденами и медалями. Орденом Красного Знамени был награжден
пассажирский теплоход «Львов», ставший в годы войны санитарным транспортом.

За активное участие в годы Великой Отечественной войны в доставке фронту и
народному хозяйству необходимых грузов ВЦСПС и Министерство морского флота передали
на вечное хранение Черноморскому пароходству Красное знамя НКМФ, а судам «А.Серов»,
«Курск», «Тракторист» и «Кремль» – вымпелы Народного Комиссариата морского флота.

(из газеты ЧМП "Моряк", №19, 1981 год)
Аватара пользователя
SergeyOdessa
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 293
Картинок: 600
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 22:08
Откуда: г.Одесса



  • Advertisement

Вернуться в День Победы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1