• Advertisement

Участие моряков торгового флота в Великой Отечественной войн

Модераторы: info, SergeyOdessa, Модераторы

Участие моряков торгового флота в Великой Отечественной войн

Сообщение Admin 03 май 2010, 13:06
IP:

Участие моряков торгового флота в Великой Отечественной войне
(1941 — 1945 гг.)


Особое место в экспозиции занимает рассказ об участии моряков транспортного флота в Великой Отечественной войне. В сложных условиях транспортный флот страны с честью выполнил такие важные задания, как эвакуация промышленности и населения, перевозка раненых, войск, народнохозяйственных и военных грузов, высадка десантов.
Славную страницу в летопись советского торгового флота вписали моряки двадцати балтийских судов — «Ивана Папанина» (капитан А. П. Смирнов), «Казахстана» (капитан В. С. Калитаев), «Сауле» (капитан А. И. Щетинина) и др. В августе 1941 года экипажи этих судов, несмотря на ожесточенную бомбардировку фашистской авиации, доставили из Таллина в Ленинград несколько тысяч мирных жителей, раненых бойцов, тысячи тонн ценного оборудования.
На стенде экспонируются фотографии судов, участвовавших в этом героическом переходе, их капитанов.
Беззаветную преданность Родине и отличную морскую выучку показал во время блокады Ленинграда экипаж ледокола «Ермак» под командованием капитана М. Я. Сорокина. Ледокол постоянно был на передовых позициях, под огнем врага, обеспечивая проводку военных кораблей и транспортных судов. (В 1949 году «Ермак» был награжден орденом Ленина).



С честью выполняли задания военного командования и моряки-черноморцы, оказывавшие действенную помощь советским войскам в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа. Только за 73 дня обороны Одессы суда Черноморского пароходства, не прекращая снабжения всем необходимым защитников осажденного города, одновременно эвакуировали из него свыше 300 тысяч жителей, вывезли десятки тысяч тонн ценного оборудования и, наконец, обеспечили блестящую, вошедшую беспримерным образцом в историю Великой Отечественной войны эвакуацию войск Одесского оборони¬тельного района в Крым.
На стенде — фотографии пассажирских и транспортных судов—участников героической обороны Одессы.
Подробно рассказывает экспозиция о санитарном транспорте «Львов». Это судно под командованием В. Н. Ушакова за время войны совершило 125 «огненных» рейсов между портами Черного моря, вывезло в тыл 13 тысяч раненых бойцов и офицеров. За заслу¬ги перед Родиной теплоход «Львов» награжден орде¬ном Красного Знамени.
В зале экспонируется модель теплохода «Львов». На стенде и в витрине — фотографии членов его экипажа, флаг, орден Красного Знамени и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Здесь же представлены материалы о санитарных транспортах «Армения» (капитан В. Я. Плаушевский), «Абхазия» (капитан М. И. Белуха) и др.

Изображение

Суда Черноморского пароходства обеспечили высадку войск в Керченско-Феодосийской десантной операции (1941—1942 гг.). Здесь отличились экипажи судов «Кубань», «Калинин», «Фабрициус», «Красногвардеец», «Курск», «А. Серов», «Ворошилов» и многих других.
В витринах хранятся реликвии с этих судов, награды и личные вещи капитанов Г. И. Вислобокова, П. Л. Безайса, М. И. Григора, Д. А. Кнаба, В. Я. Труша, А. Ф. Шанцберга, К. К. Третьякова, на стенде — фотографии судов, членов экипажей.
Незабываемы подвиги моряков, доставлявших грузы из портов союзных стран в Мурманск.

Изображение

Особенно отличился экипаж теплохода «Старый большевик», которому посвящен один из стендов музея. В мае 1942 года, следуя в составе английского каравана кораблей из Англии в порт Мурманск с грузом оружия и боеприпасов, он подвергся нападению вражеских самолетов. В результате прямого попадания бомбы на теплоходе возник пожар. В любую минуту он мог взорваться. Поэтому экипажу «Старого большевика» во главе с капитаном И. И. Афанасьевым было предложено перейти на английский корабль. Но мужественные моряки решили спасти свое судно. Они не только отразили атаки фашистов, но и сбили один вражеский самолет. Одновременно моряки боролись с пожаром и сумели ликвидировать его. В советский порт «Старый большевик» вошел одновременно с английским караваном.
Подвиг теплохода «Старый большевик» вызвал восхищение советских людей, всех друзей нашей страны. Советское правительство наградило героическое судно орденом Ленина, отметило высокими наградами всех членов его экипажа, а капитану «Старого большевика» И. И. Афанасьеву, его первому помощнику К. П. Петровскому и рулевому Б. И. Аказенку присвоило звание Героя Советского Союза.
В экспозиции запечатлен подвиг ледокольного парохода «А. Сибиряков» под командованием капитана А. А. Качарава.

Изображение

В августе 1942 года, находясь в Карском море, это судно встретилось с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». В ответ на требование фашистских пиратов спустить флаг моряки «А. Сибирякоза» открыли огонь. И хоть это был неравный бой —огневая мощь «Адмирала Шеера» превосходила артиллерию «А. Сибирякова» в десятки раз — отпор сибиряковцев позволил каравану советских торговых судов, шедших Северным морским путем, избежать встречи с фашистским кораблем. Так, приняв удар на себя, сибиряковцы спасли советские транспорты.

Изображение

При защите острова Диксон героически вели бой с фашистским кораблем суда «Дежнев», «Революцио нер», «Кара». С материалами, рассказывающими об этих судах, можно познакомиться в витрине зала.
Примеры мужества, отваги и бесстрашия показали в годы войны моряки-дальневосточники. В 1943 — 1945 годах суда Дальневосточного пароходства доставили из зарубежных стран в СССР более 70 процентов грузов, перевезенных всем транспортным флотом страны.
Экспозиция знакомит с подвигом в годы Великой Отечественной войны дальневосточных судов «Азербайджан», «Батуми», «Беломорканал», «Белоруссия», «Перекоп», совершавших трудные, героические рейсы, несмотря на то, что днем и ночью за их движением следили подводные лодки и авиация противника.

Изображение

В витринах — награды и документы отважных капитанов В. Н. Изотова, К. Г. Кондратьева, А. А. Демидова,
Н. Н. Малахова, на стенде — фотография парохода «Уэлен» и его орудийного расчета, потопившего в 1942 году близ австралийского порта Ньюкасл вражескую подводную лодку.
Советские торговые суда самостоятельно или в составе конвоев плавали в суровые годы войны по всем морям и океанам, даже в Средиземном море, хотя его полностью контролировали фашисты. Так, например, танкеры «Сахалин» и «Туапсе», ледокол «Микоян» под командованием капитанов П. А. Померанца, В. И. Щербачева и С. М. Сергеева совершили героический рейс из Батуми в Атлантический океан, прорвав вражескую блокаду в Эгейском и Средиземном морях.
Важное место в деятельности морского транспорта занимали перевозки нефтегрузов на Каспийском бассейне. За период войны каспийцы доставили фронту более 56 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Каспийский торговый флот одновременно с выполнением важных перевозок на внутренних морских путях работал на внешних коммуникациях, доставляя из Ирана технику и снаряжение.
За успешное выполнение правительственных заданий по доставке грузов для фронта и народного хозяйства Каспийскому морскому пароходству было вручено знамя Государственного Комитета Обороны. Ныне оно хранится в музее.
В экспозиции приводятся интересные данные: за годы Великой Отечественной войны судами отечественного морского торгового флота только по внутренним морским путям Советского Союза было перевезено около 10 миллионов человек и более 110 миллионов тонн воинских и народнохозяйственных грузов.
В одной из витрин помещено письмо командующего Черноморским флотом в годы Великой Отечественной войны Героя Советского Союза адмирала Ф. С. Октябрьского, присланное им Музею морского флота СССР. Высоко оценивая мужество и героизм экипажей транспортных судов Черноморского пароходства, адмирал писал: «Успешное осуществление воинских перевозок на Черном море обеспечило длительную оборону Одессы, Севастополя и Кавказа». И дальше: «Советский народ и военные моряки Черноморского флота всегда будут помнить тех, кто во имя Родины ушел из жизни при выполнении боевых задач на транспортных судах, а их стойкость и героизм — ставить потомству в пример».
Многие труженики морского транспорта, призванные в ряды военно-морского флота, героически сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны. В их числе были и удостоенные высокого звания Героя Советского Союза Н. А. Лунин, Г. И. Щедрин, Н. И. Сипягин, чьи фотографии экспонируются на стенде.
Посетителям интересно ознакомиться с материалами штурманов дальнего плавания А. И. Маринеско и А. М. Матиясевича.
А. И. Маринеско в период войны командовал подводной лодкой «С-13», потопившей в 1945 году фашистский теплоход «Вильгельм Густлов». Погибло более 4000 гитлеровцев, в том числе 1000 специалистов-подводников. Чудеса героизма проявил и экипаж подводной лодки «Лембит». Под командованием А. М. Матиясевича лодка потопила 20 кораблей и судов противника.

ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение

Моряки били врага и на суше, находясь в рядах действующей армии, сражались в партизанских отрядах, активно участвовали в работе подпольных групп на оккупированной врагами территории.
Отлично действовали во вражеском тылу моряки-балтийцы, партизанский отряд «Норд-ост» новороссийских моряков, портовиков и судоремонтников. В оккупированной Одессе на судоремонтном заводе № 1 работала группа советских разведчиков под руководством инженера-судостроителя Н. А Гефта. В зале можно познакомиться с наградами, документами и личными вещами моряков-партизан Н. А. Гефта, С. Н. Маркова, П. И. Васева и др.
Грузооборот морских портов за годы войны превысил 175 миллионов тонн. Формально портовики считались работниками тыла. А в действительности они находились часто на поле битвы, работая по 15—16 часов в сутки под бомбежкой или под обстрелом враже¬ской артиллерии.
Огромную работу выполнили в годы войны судоремонтники, устраняя нанесенные врагом повреждения нашим судам. В цехах судоремонтных заводов изготовлялась военная техника, снаряжение и боеприпасы.
За героические подвиги, самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны около 14 тысяч работников морского транспорта награждены орденами и медалями СССР.
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 100
Картинок: 2
Зарегистрирован: 14 май 2009, 19:16

Advertisement


  • Advertisement

Вернуться в День Победы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron