• Advertisement

73 героических дня. Хроника обороны Одессы в 1941 году

Модераторы: info, SergeyOdessa, Модераторы

73 героических дня. Хроника обороны Одессы в 1941 году

Сообщение Admin 03 май 2010, 11:09
IP:

Отрывок из книги «73 героических дня. Хроника обороны Одессы в 1941 году»,
Авторский коллектив, Одесса, издательство «Маяк», 1974, 1978 с изменениями, 1988 с изменениями.


-------------------------

С большим напряжением, под беспрерывными бомбежками и артобстрелом работали моряки и портовики, обеспечивая перевозку воинских частей и снаряжения, эвакуацию раненых, гражданского населения, культурных и материальных ценностей. Одесский порт в то время был лучшим портом на Черном море и вторым по величине в СССР, основной базой Черноморского пароходства. К Одессе было приписано 73 грузовых и пассажирских судна.

К началу августа 1941 года ими было вывезено из Одессы оборудование крупных заводов и фабрик, имущество колхозов и совхозов, сырье и продовольствие.

Изображение

5 августа 1941 года началась героическая 73-дневная оборона Одессы, в которой определились три основных этапа: с 5 по 19 августа – оборонительные бои на дальних подступах к городу; с 20 августа по 30 сентября – сражения на ближайших подступах к Одессе; с 1 по 16 октября – сражения на окраинах города и эвакуация сил и средств Одесского оборонительного района.

Вместе с сухопутными войсками и военными моряками активное участие в обороне Одессы принимал многотысячный коллектив Черноморского пароходства (начальник Г.А.Мезенцев), вся работа которого с самого начала войны перестроилась на военный лад. По-фронтовому, с напряжением всех сил трудились одесские портовики (начальник порта П.М.Макаренко, капитан порта В.И.Коваль). В порту ежесуточно проводились погрузочно-разгрузочные операции в среднем на 20 судах, с которыми справлялись 230 грузчиков, тогда как по расчетам мирного времени для выполнения такого объема работ понадобилось бы не менее 700 человек. Притом работать приходилось в условиях все учащавшихся налетов вражеской авиации.

ИзображениеИзображение

С героизмом трудились экипажи судов транспортного флота, доставлявшие войскам и ополченцам, оборонявшим Одессу, пополнение, вооружение, боеприпасы, вывозившие из города промышленное оборудование и другие материальные ценности, эвакуировавшие десятки тысяч людей – раненых защитников города и мирное население.

Черноморское пароходство быстро приспособило свои суда к обслуживанию нужд войны. Часть транспортных судов была передана в распоряжение Черноморского военно-морского флота, остальные переоборудованы и вооружены артиллерией и пулеметами. Это были необходимые меры: морская дорога к портам Крыма и Кавказа стала далеко не безопасной. Для усиления румынского военного флота гитлеровцы к тому времени перебросили на Черное море 6 подводных лодок, 16 торпедных катеров, 50 десантных судов, 23 тральщика и 26 охотников за подводными лодками.

Несколько соединений 4-го германского воздушного флота, получив задание парализовать наши коммуникации на Черном море и вывести из строя флот, подвергали постоянным бомбардировкам как боевые корабли, так и транспортные суда на переходах. Нередко над ними днем и ночью, особенно при подходе к Одессе, висели десятки вражеских самолетов. Советские моряки смело вступали в единоборство с фашистской авиацией, транспортные суда маневрировали и отстреливались. Они в кратчайшие сроки совершали свои рейсы, каждый из которых имел важное значение для обороны города.

19 сентября 1941 года политотдел Черноморско-Азовского бассейнового управления обратился с открытым письмом, в котором приводил примеры героизма моряков транспортного флота. Особенно большой вклад в оборону Одессы внесли экипажи следующих транспортных судов Черноморского бассейна:

- «Кубань» (капитан Г.И.Вислобоков);
- «Пестель» (капитан С.Н.Кушнаренко);
- «Калинин» (капитан И.Ф.Иванов, помполит Побережный);
- «Крым» (капитан Р.Ю.Слипко, помполит Карпенко, ст.механик И.В.Врублевский);
- «Советская Буковина» (кочегар Н.Д.Дыга);
- «Армения» (капитан В.Я.Плаушевский);
- «Фабрициус» (капитан М.И.Григор);
- «Курск» (капитан В.Я.Труш);
- «Ногин» (капитан П.А.Бейзас);
- «Белосток» (капитан И.М.Письменный);
- «Ворошилов» (капитан А.Ф.Шанцберг);
- «Зырянин» (капитан В.М.Слюсарь, боцман З.И.Культа);
- «Полина Осипенко» (капитан А.А.Орлов, помполит Е.Г.Поветкин);
- «Красный Профинтерн» (капитан А.С.Полковский);
- «Красный флот» (капитан И.В.Грань, кочегар Г.Г.Фурдуй);
- «Ураллес» (капитан И.Ф.Короткий);
- «Березина» (капитан А.К.Кравченко);
- «Грузия» (капитан В.А.Габуния, ст.механик Д.Т.Андриевский);
- буксир «Тайфун» (капитан И.К.Омельянов);
- ледокол «Макаров» (капитан Д.Г.Чертков);
- ледокол «№7» (капитан В.Г.Попов) и другие.

Изображение Изображение Изображение

===== Подготовил: SergeyOdessa =====
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 100
Картинок: 2
Зарегистрирован: 14 май 2009, 19:16

Advertisement


  • Advertisement

Вернуться в День Победы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron