• Advertisement

Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение sekan 19 апр 2010, 05:39
IP:

ТРАГЕДИЯ В НАГАЕВО
Из книги Г.А. Руднева «На морских дорогах войны»
После трагедии в Находке, для перевозки взрывоопасного груза в порт Нагаево Дальневосточное пароходство дополнительно выделило пароходы «Генерал Ватутин» (капитан С. В. Куницкий) и «Выборг» (капитан П. М. Плотников).
Пароход - «Генерал Ватутин» (типа «либерти») постройки 1944 года в США, имел валовую вместимость 7300 р. т и паровую машину в 2500 л. с.
Пароход «Выборг» построен в 1919 году в США, имел валовую вместимость 5946,6 р. т и паровую машину в 2800 л. с.
Оба судна были переданы по ленд-лизу Дальневосточному пароходству: первый—в августе 1944 года, второй—в июле 1943 года.
19 декабря 1947 года пароход «Генерал Ватутин» доставил в порт Нагаево 8593 т различных грузов, в то числе 3313 т взрывчатки. В глубине бухты пароход остановился в ожидании распоряжений. На ближнем рейде с 14 декабря стоял пароход «Выборг», ждал выгрузки 3049 т народнохозяйственных грузов, в том числе 193 тонн взрывчатых веществ. Оба судна напоминали пороховые бочки и вскоре действительно стали смертниками.
Вблизи нефтебазы в ожидании слива солярки стоял танкер «Совнефть», а теплоход «Советская Латвия» ждал начала бункеровки. У причалов производили грузовые операции «Старый большевик», «Ким», «Минск» рыбацкое судно «Немирович-Данченко», а рядом с ним — буксир «Тайга». Грузопассажирский пароход «Феликс Дзержинский» взламывал лед нагаевской бухты, делая проход для судов.
О том, что произошло дальше, рассказали свидетели страшной трагедии в порту Нагаево, случившейся 19 декабря 1947 года.
Капитан теплохода «Советская Латвия» П. С. Чигорь в интервью журналисту М. Избенко вспоминал. «Казалось, ничего не предвещало беды, порт работал в полную нагрузку, как вдруг на носовой палубе «Генерала Ватутина» раздался сильный глухой взрыв. Он вскрыл люки первого трюма, и оттуда повалил густой дым и вырвалось пламя. По всей вероятности, капитан С. В. Куницкий вовремя обнаружил пожар. Используя постоянную готовность судовой машины, он дал задний ход и начал двигаться в сторону выхода из порта. Прежде необходимо было развернуться, но на это не хватало ни времени, ни пространства. Двигаясь кормой «Генерал Ватутин» чуть было не столкнулся с танкером «Совнефть».
Капитан вовремя застопорил машину и стал малым ходом подрабатывать вперед, до того момента, пока судно не ткнулось носом в лед. А между тем в носовой части судна продолжал бушевать пожар, пока не раздался колоссальной силы взрыв.
— От детонации, — вспоминал матрос «Выборга» Бирюков, — на нашем судне произошел взрыв капсюлей-детонаторов, расположенных в трюме. От взрыва носовая часть «Выборга» сразу же отвалилась и пароход стал тонуть. Часть команды успела спрыгнуть на плот, где пострадавших подобрал пароход «Феликс Дзержинский.
От парохода «Генерал Ватутин» кроме осколков металла, разлетевшихся на многие сотни метров, ничего не осталось. На месте, где стоял «Выборг», торчали из воды только мачты. На самом причале оказались разрушенными все жилые и служебные постройки. Сила взрыва было такова, что суда, стоявшие на рейде и у причалов, получили сильные повреждения корпусов и механизмов.
— Трагедия произошла на моей вахте,—вспоминал бывший моторист теплохода «Старый большевик» А. Н. Шляпников. — Я находился на верхних решетках машиной шахты, когда услышал возбужденный голос. На минуту выскочил на палубу и увидел страшную картину. Столб пламени, словно из газовой скважины, вознесся над носовым трюмом «Генерала Ватутина». Около мили разделяло нас от горящего парохода, но все мы ощутили исходящёе от него тепло. С кормы на лед спускались по штормтрапу люди, некоторые прыгали. Они бежали в поисках спасения к пароходу «Выборг», стоявшему во льдах. Не имея возможности долго задерживаться наверху, я спустился в машинное отделение, и здесь глухой необычайной силы взрыв, словно пушинку, подбросил и меня ударило о верхние решетки. Очнулся я не сразу. С болью в голове и во всем теле с большим трудом я вылез из отсека льял, заполненных холодной водой. Металлический настил был сорван со своего штатного места и представлял груду металла. Удивился, как же меня не прибило тяжелыми плитами? дизель-генератор не работал, аварийное освещение вышло из строя: На ощупь добрался до генератора и запустил его в работу—появился свет. О степени взрыва можно было судить по лопнувшим крышкам подшипников гребного вала. Многие члены экипажа были сброшены взрывной волной с судна и в буквальном смысле плавали над причалом, так как уровень воды поднялся на три-четыре метра. Еше до взрыва наша команда совместно с моряками теплохода «Ким» спустила шлюпку и решила пойти на помощь «Генералу Ватутину». Но успели только отойти от борта. Взрывом шлюпку разбило, а людей разбросало в разные стороны. К счастью, из команды никто не погиб, хотя часть экипажа пришлось госпитализировать.
— Первый небольшой взрыв застал меня в каюте, — вспоминала бывшая бухгалтер парохода «Минск» В. С. Шмелева. Взглянула в иллюминатор и увидела, что на пароходе «Генерал Ватутин» полыхает пламя. Тут кто-то с палубы крикнул: «Всем покинуть пароход». Быстро оделась и выбежала на палубу и вместе с остальными членами экипажа пошла к зданию управления порта. По пути мы встретили капитана и старпома, они возвращались из города. Капитан заставил всех нас вернуться на судно. Не успели подняться на палубу, как раздались дуплетом, один за другим, два мощных взрыва. Это вслед. за «Генералом Ватутиным» взорвался и пароход «Выборг». Когда я пришла в себя, вокруг было темно, как ночью, лежала на палубе около трюма. Пыталась встать, но меня прижало к металлу. В это время многотонная волна, словно цунами, обрушилась на причал и палубу судна. Спадая, она смывала все на своем пути. Мне удалось крепко схватиться за что-то металлическое и встать на ноги. Поднялись и остальные моряки. Спустились на причал и побежали к тому месту, где должно было стоять здание управления порта, но там ничего не осталось, все было разрушено и уничтожено. В сорокаградусный мороз в разорванной одежде, до самых костей промокшие, мы остановились среди этих руин, не зная, что делать дальше. Не обошлось и без жертв.. Погиб старший помощник А. Козырев. В шоковом состоянии увезли в больницу уборщицу Инну (фамилию не помню). Спустя несколько дней она скончалась. Капитан сломал ногу и его вместе с раненым третьим помощником отправили во Владивосток. Да и сам пароход «Минск» получил значительные повреждения. Весь этот кошмар еще долго мучил меня во сне. Было жутко и страшно.
Журналист М. Избенко среди архивных документов обнаружил Справку о жертвах нагаевской катастрофы. При взрыве «Генерала Ватутина» и «Выборга» погибло более шестидесяти моряков. Экипаж первого (43 человека) погиб, на втором, кроме капитана П. М. Плотникова, - не досчитались еще 12 молодых людей. Среди погибши были двое с парохода «Минск», один с «Кима», двое с «Совнефти», двое с «Советской Латвии». Более двадцати моряков получили ранения, и травмы различной степени тяжести. А сколько погибло заключенных на причалах или под развалинами зданий порта? На этот вопрос ответа нет.

О причине взрыва бытует достаточно правдоподобная версия. Суть ее состоит в следующем. «Вполне возможно, что судно и люди стали жертвами чьей-то злой воли. Это не исключено. Было бы, пожалуй, правомерно считать, что жуткое происшествие в Магаданском порту является не чем иным, как тяжелым отголоском только что минувшей кошмарной войны. Дело в том, что в дальневосточных портах грузовые операции выполняли тогда в основном зэки, а Нагаево было по сути главной базой ГУЛАГа. Контингент же лагерей в то время состоял в большинстве своем из недавних советских военнопленных. Сталиноко-бериевская команда без всякого разбора объявляла их изменниками Родины, врагами народа и тут же отправляла за отечественную колючую проволоку.
Естественно, что эти заключенные были крайне озлоблены на такую явную несправедливость, проявленную к ним со стороны советских властей. Как известно, среди заключенных находилось много солдат и офицеров, которые, получив на фронте в боевых сражениях знания и хороший опыт применения взрывчатых веществ, могли запросто изготовить и использовать в своих черных замыслах в порядке мести адское устройство смерти...» (А. Фатьянов «Людская память требует»,. газета «Дальневосточный моряк» за 12 мая 1993 года).
Журналист Михаил Избенко, который плавал на пароходе «Генерал Ватутин» машинным практикантом и перед отходом судна с грузом взрывчатки из порта Ванино в Магадан в начале декабря 1947 года списался для продолжения учебы, в своей повести «Навстречу гибели» (газета «Дальневосточный моряк», 20 января 1993 года) без всяких обиняков рассказывал: «После взрыва в Нагаево зэки в Ванинском порту бахвалились перед моряками, что, мол, это мы отправили с «Генералом Ватутиным» свой подарочек колымским чекистам к их празднику 20 декабрях’. Мы хотели вообще всю Колыму взорвать’, — говаривали они. Ясно, что это была черная месть.
В заключение несколько слов о капитане «Генерала Ватутина» Сергее Васильевиче Куницком. Уже перед лицом неизбежной гибели, когда пароход, можно сказать, был обречен, он до последнего момента отчаянно пытался вывести его из порта, выполняй свой гражданский долг, долг поистине настоящего моряка, готового пожертвовать собой ради безопасности соседних судов. Отважный капитан С. В. Куницкий проявил настоящий героизм и достоин вечной памяти.

P.S. Много лет спустя я был с отцом в Нагаево на однотипном с "Выборгом" пароходе "Пётр Чайковский". Поднимался на сопку над портом и там видел осколки (останки?) погибших пароходов размером от ладони (во множестве) до полутора - двух метров (несколько).
sekan
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 09 апр 2010, 05:47

Advertisement

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение porollo 07 май 2010, 21:15
IP:

А.И.Килессо. Вспомогательный флот империалистических государств. Судпромгиз. Ленинград .1955 год.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение porollo 07 май 2010, 21:25
IP:

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение porollo 07 май 2010, 21:29
IP:

журнал Морской флот №8 1985 г.
Изображение Изображение Изображение Изображение
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение HAROM1 08 май 2010, 16:11
IP:

Спасибо Porollo,за странички по Вспомогательному флоту.
Это все,что в ней есть,или это только часть книги?
HAROM1
 
Сообщения: 100
Картинок: 23
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 22:32

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение porollo 08 май 2010, 17:30
IP:

Это только часть книги. В ней всего 504 страницы. Я её запланировал отсканировать и выложить ближе к осени. С ней будет выложен Справочник по торговым судам капиталистических стран.Воениздат. Москва.1956 г.
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение Klaus 08 май 2010, 21:28
IP:

sekan писал(а):по поводу косяков в справочнике Брежнева, то меня там интересовали исключительно сухогрузы, и в основном, постройки периода Первой мировой. Там косяков масса, в особенности по главным машинам - написано, что паровая машина, а я знаю точно, что стояла турбина. Но я без претензий, привык не доверять отечественным источникам.

На большинство этих судов у меня вроде есть данные по ГЭУ - если нужно, могу понемногу скидывать. (Сюда или в личку? Кого-то еще это интересует?)
Вы пытались искать информацию по тем судам, где у Бережного написано "дальнейшая судьба неизвестна", " предыдущее имя неизвестно" или просто знак ?... Просто интересно. Что-то сам сумел нарыть, что-то нет.
Klaus
 
Сообщения: 39
Картинок: 46
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:41

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение руC 05 июн 2010, 16:11
IP:

После взрывов пароходов,управление морского пароходства в торговом порту,осталось не разрушенным.За исключением выбитых окон и дверей.А на сопке лежат фрагменты только Генерала Ватутина,он же Джеймс Кук.Т.К.Выборг практически полностью сохранился.Знаю это потому что занимаюсь этой катастрофой не только по бумажным материалам.Кстати кто нибудь знает где можно взять фотографию Генерала Ватутина и Выборга?Спасибо!
руC
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 июн 2010, 01:54

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение sekan 21 сен 2010, 02:52
IP:

Всем большой привет.
По техническим причинам долгое время не заходил на форум.
Клаусу: Меня интересовала и интересует ЧУКОТКА. Её прежнее название и однотипные суда. Перерыл массу источников, в т.ч. 4-х томный справочник по ам. судам, но ничего не нашёл. Я на ней проходил практику после 7-8 классов (начало 60-х), обучаясь в Пионерской флотилии при Школе морского обучения.
ЧУКОТКА построена в Новом Орлеане в 44. В начале 50-х на ней поменяли двигатели - поставилли два дизеля Шкода. Какие двигатели стояли с постройки? Говорили, что американцы ставили 5 (!) бензиновых двигателей - потому их и поменяли. Так ли это?
С уважением
БАК
sekan
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 09 апр 2010, 05:47

Re: Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Сообщение Klaus 10 окт 2010, 11:49
IP:

sekan писал(а):Меня интересовала и интересует ЧУКОТКА. Её прежнее название и однотипные суда. Перерыл массу источников, в т.ч. 4-х томный справочник по ам. судам, но ничего не нашёл. Я на ней проходил практику после 7-8 классов (начало 60-х), обучаясь в Пионерской флотилии при Школе морского обучения.
ЧУКОТКА построена в Новом Орлеане в 44. В начале 50-х на ней поменяли двигатели - поставилли два дизеля Шкода. Какие двигатели стояли с постройки? Говорили, что американцы ставили 5 (!) бензиновых двигателей - потому их и поменяли. Так ли это?
С уважением
БАК

ЧУКОТКА была последней в серии из 27 судов с FP-135 to FP-161, построенных Higgins Industries в Новом Орлеане по проекту Design 330 (Vessel, Supply, Diesel, Steel, 170'). Суда строились по заказу Армии США и классифицировались как Freight and Passenger Boat - FP. Позднее было сменено на FS - Freight and Supply, но, похоже, ЧУКОТКА до этого не дожила, ушла в СССР. Соответственно, первоначальное имя ее FP-161, зав. № 28. Изначально ГЭУ включала в себя 2 6цилиндровых дизеля. Вероятнее всего, Дженерал Моторс. Есть упоминания, что Дженерал Электрик, но, похоже, это может относиться уже к последующим проектам, к ЧУКОТКЕ отношения не имеющим. Бензиновые двигатели на эти суда не ставились, насколько мне известно.
С уважением, К.
Klaus
 
Сообщения: 39
Картинок: 46
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:41

Пред.След.


  • Advertisement

Вернуться в Пароходы СССР типа "ЛИБЕРТИ"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5