• Advertisement

Яшка-кнехт

Свободные темы. Если есть что сказать.

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

Яшка-кнехт

Сообщение Андрей Рюмин 29 фев 2012, 12:51
IP:

Сначала никто из экипажа не обратил внимания на тихого, незаметного человечка, который появился в кают-компании во время обеда в сопровождени капитана. Мало ли гостей посещает в порту нашего «первого после бога»?
Они тихо переговаривались за капитанским отдельным столом, не обращая внимания на прочих офицеров.
Да и леший с ними. Нам хватало общения между собой.

Но, поев, кэп поднялся из-за стола и обратился к нам: -Ну, товарищи офицеры, вот наш новый первый помощник, Яков Петрович Глымов. Прошу любить и жаловать, как говорится!

Вот так!... Ходили себе четыре месяца в Арктику без помполита, а тут его присылают вдруг. Естественно, первый заданный вопрос звучал так: -А что, товарищ капитан, мы «направо» пойдём? Загранка нам корячится?
Мастер жизнерадостно хохотнул и кивнул утвердительно. В ответ посыпались шутки, одна другой ядовитее. Да, оно и понятно: как же «за бугор» без комиссара идти? А вдруг разбегутся советские моряки или ещё того хуже – начнут морально разлагаться? Вот жуть-то будет! Целый экипаж разложившихся уродов…
Помпей в нашей оживлённой дискуссии участия не принимал, как-будто она не его касалась. Сидел за столом тихонько, чуть смущённо улыбаясь и помешивая ложечкой чай в стакане.

А на следующий день его уже видели одетого в робу, деловито снующего по палубе. В руках у комиссара была маленькая клеёнчатая записная книжка, куда он, поговорив с очередным моряком, что-то быстро записывал.

Что может записывать помполит? Да что угодно, кроме хорошего! Может, вынюхивает крамолу на судне… Народ слегка от такой активности помпея приуныл и осторожнее стал с ним беседовать. Ну, чтобы ненароком лишнего не сболтнуть. Кто его знает, что он там потом напишет?

А вообще, фигурой он был колоритной. И одевался с нарочитым морским шиком. То есть в то, что ему казалось таковым: в широченные клешёные брюки, тельняшку и тужурку комсостава. Видуха у него в такой одежонке была, как у матроса-анархиста. Не хватало только бескозырки и пулемётных лент. Естественно, у судовых остряков он тут же получил прозвище «Яшка с катерей» (то есть, «с катеров» - именно так это надлежало произносить с одесским прононсом, очень модным тогда на мурманском флоте).

Развязка наступила, как я уже говорил, где-то через неделю. Вылезая через узкий лаз из грузового трюма, первый помощник зацепился карманом робы за торчащий барашек задрайки люка и порвал карман. Видимо в этот момент его знаменитая чёрная записнуха и выпала. А он даже не заметил. Нашёл книжечку боцман. Настороженно оглядываясь, сквозанул под полубак, где матросы заплетали огон на новом швартовном конце.

А ещё минут через десять вся палубная орда с диким ржанием читала помполитовские записки. К нам в машину эту новость принёс токарь, ходивший в носовую малярную кладовую за краской. Он же и рассказал о содержимом страшного комиссарского «кондуита».

Оказывается, наш помполит жутко стеснялся своей сухопутности. По профессии он был журналистом, трудившимся до прихода на флот в редакции железнодорожной газеты. «Гудок», разумеется. Море видел только в кино и на картинках, а на палубе океанского судна оказался вообще впервые, по воле горкома партии, решившего усилить работу «с массами» и значительно увеличившего комиссарский корпус за счёт мобилизованных журналюг и телевизионщиков.
Страдая в тайне от собственной, как он считал, неполноценности, наш первый пытался как можно скорее оморячиться. Вот и бегал по судну, приставая ко всем со странными расспросами, незаметно для нас пытаясь выяснить хотя бы морскую терминологию для начала. И записывал добытые столь тяжким трудом знания в свою книжечку. Так, чтобы не забыть.

Но как! Боги морские, как он это делал!...
Вот только несколько строчек из его записей, чтобы вы поняли, что вызвало такой гомерический хохот у нас всех:
«Кнехт – та чёрная муйня, на которую наматываются верёвки»
«Корма – задница парохода»
«Артелка – помесь рынка с кладовкой»
«Клюз – дырка в морде судна для якоря», ну, и так далее в том же духе.
Читая такое, морской народ ржал до икоты…
«Кнехт» вообще убил всех. Ну, естественно, и стал наш помпа вместо Яшки с катерей Яшкой-Кнехтом. У нас ведь как? Имя с фамилией забудут, а прозвище – оно до конца карьеры морской за человеком пойдёт…

Шло время, Кнехт наш оморячился, даже походка изменилась. Семенить перестал, начал ходить, важно раскачиваясь из стороны в сторону, будто балансируя на скользкой палубе. Видимо ему казалось, что так и должен двигаться моряк, у которого вся корма в ракушках. Экипаж всё так же посмеивался над ним, но уже по-доброму. Потому что оказался наш комиссар человеком не злобным и не вредным, не то что многие из его коллег. Мутью всякой про политику партии мозги нам не пачкал, за границей отпускал на берег по одному, а не группами. Тот, кто тогда в море ходил, наверняка помнит пресловутые «русские тройки», над которыми ржали моряки всех других флотов. А и как было не ржать? На берег отпускали только со старшим. То есть шёл кто-то из комсостава, и с ним два рядовых. Причём с людьми из своего департамента идти было нельзя. Механик? Бери двух матросов, или двух девчонок с камбуза. А с мотористами – ни-ни! А то вдруг в преступный сговор всупите, да и продадите Родину-мать за банку колы? Дурь, конечно, но против циркуляров обкомовских не попрёшь, вот и ходили строго по три, вызывая жалостливые усмешки на лицах моряков других государств. Да и увольнения-то разрешались только в светлое время суток. «Во избежание», разумеется.
А наш Яков Петрович спокойно отпускал нас на всю ночь. Хотя и рисковал при этом минимум своим партбилетом – угроза по тем временам нешуточная. Если бы узнали в пароходстве о таком самовольстве помполита, не сносить бы ему его кудлатой башки.

Чем он вообще занимался на судне? Официально – отвечал за «морально-политическое состояние экипажа». А вообще – был помесью массовика-затейника и «проводника идей». Последним он особенно не увлекался, а вот интереснейшие лекции, газеты советские свежие за границей, самые новые фильмы у нас были всегда. И когда появились первые видеомагнитофоны, Кнехт выбил такой для судна тоже. И сам носился по всем кооперативным ларькам, добывая всеми правдами и неправдами новые кассеты для парохода. И это в то время, когда на большинстве судов «Ленин в Октябре» в основном смотрели! С помощью кинопроектора «Украина», на восьмимиллиметровой плёнке…

И дни рождения на судне праздновались, как всенародные праздники: обязательно с концертом, с подарками, с общим столом. И по душам помполит мог поговорить с любым – не формально, не как первый помощник, а просто как понимающий и сочувствующий человек. Поэтому делилась с ним банда судовая и горестями своими, и радостями.

Короче, было нам за что любить своего комиссара.

Наступили «лихие девяностые». Распался на республики Советский Союз, ушла в небытие «ум, честь и совесть нашей элохи» - КПСС. Под это было решено разогнать с флота и первых помощников. Как проводников чуждых нам отныне идей. Сказано – сделано! Разогнали. Пришлось ставшим безработными помполитам вспоминать о своих давних профессиях. Вернулся в журналистику и наш Яков Петрович.

Правда, уже не в свою железнодорожную газету пошёл. Море – оно ведь впитывается в плоть и кровь и потом никого от себя не отпускает. Устроился наш бывший комиссар в бассейновую многотиражку, чтобы хоть поближе быть к тем людям, которым он отдал столько тепла своей души.
Вёл он там дискуссионный клуб, где обсуждали моряки новомодные веяния на флоте.
И писал стихи для последней страницы газеты, подписывая их псевдонимом «Яшка-Кнехт». Хотя и было у него новое прозвище, данное моряками. В последние годы мы звали его, кто в шутку, а кто и всерьёз - «Помпей Великий»…
Армию - в каре! Ослов и учёных - в середину! (Наполеон в битве у пирамид)
Аватара пользователя
Андрей Рюмин
 
Сообщения: 14
Картинок: 16
Зарегистрирован: 22 окт 2010, 15:24
Откуда: Санкт-Петербург

Advertisement

Re: Яшка-кнехт

Сообщение Борис Иванович 12 июл 2013, 13:46
IP:

Я за всё время работы в пароходстве повстречал одного лишь помполита - это Леонид Диомидович Шульга.Вот был мужик! Он,правда и на фронте был замполитом.Это было в Сахалинском морском гос.пароходстве.Помню и всегда буду помнить.Сколько лет прошло.
Борис Иванович
 
Сообщения: 56
Картинок: 0
Зарегистрирован: 26 апр 2011, 22:06



  • Advertisement

Вернуться в Кают-компания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5