Страница 4 из 8

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 05 янв 2012, 01:05
Walera
Паганель писал(а):Уважаемые форумчане- я по мере сил собираю материалы по истории одесского портофлота, если не трудно возможно помогите информацией по Одесским буксирам -"Кузнец","Спартак" "Юг"и БК-69 - О них информации практически нет, два первых в 80е стояли у волнолома до 1989го, заранее спасибо.


Так, что то проклевывается по начальной истории "Кузнец","Спартак" . Если конечно это Вас еще интересует.
Опираюсь пока на свою память, и воспоминание моего дяди, С 1944г. работника СРЗ-1 (бывш. СРЗ-ССЗ им. Марти). Так что уж извините если ошибусь.

Только боюсь в одном Вы не точны. По моему мнению ЭТО НЕ буксиры Одесского Портофлота, а буксиры Одесского СРЗ-1 или даже СРЗ-2. В Одесском Портофлоте например я их точно ХОДОВЫМИ не видел в ни в 1976-1979 ни с 1983 по1990 годы. Более того - ХОДОВЫМИ я их не видел и на Одесском СРЗ-1 (им. 50-ти летия Сов. Украины).

На Одесском СРЗ-1 были в то время "Доковец" - того же типа что и портофлотовские "Труд" и Прогресс", "Николай Левин" с крыльчаткой, того же типа что и портофлотовский "Передовик", и небольшой буксир "Труженик", типа портофлотовских "Штиля", "Шторма" и выложенного Вами на фото БК-69.
Следовательно на начало 80-х это либо консерва, либо ходовые буксиры Одесского СРЗ-2.

Если не ошибаюсь, это были паровики по 500 лошадок. Вероятно первично их вывели из эксплуатации и возможно они где то стояли на консервации. Затем с них выгрузили все лишнее , (вероятно именно та пара что я видел зимою 1984-1985 в ковше СРЗ-1 что у шлюпочного участка) и отправили на отстой к брекватору, (где их видели Вы до 1989г).

Безусловно это факты и предположение только для меня. ВАШЕ ПРАВО ИХ НЕ ПРИНИМАТЬ. Но есть еще воспоминание моего дяди Кандиболоцкого Петра Гавриловича. А оно гласит следующее: Одесский ССЗ-СРЗ им. Марти (позднее СРЗ-1) после войны располагал двумя буксирами. Пока привожу ВОЗМОЖНО НЕ СОВСЕМ ТОЧНЫЕ их названия. "Форос" - на 150 лошадок, "Мартиец" - 75 лошадок. Оба угольщики. В середине 50-х (ориент. 1954-55гг) на смену им как раз и пришли "Кузнец" и "Спартак". По моему как раз в эти годы ВМФ и ММФ получали 703-й проэкт. Через некоторое время угольщики были разобраны на том же СРЗ-1. Кстати со слов дяди "Кузнец" и "Спартак" были разобраны там же. Год увы он не помнит.

Кстати, возможно удобнее было бы создать отдельную ветку по Одесскому портофлоту (да и СРЗ вкупе), и туда снести данные сообщения. Но это незыблемое право конечно нашего "мастера"-админа ;) Ведь кроме буксиров там и плавкраны и плавдоки и драги были и пр. пр.

С Уважением. Валерий.

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 05 янв 2012, 02:56
Паганель
"Безусловно это факты и предположение только для меня. ВАШЕ ПРАВО ИХ НЕ ПРИНИМАТЬ." -да что Вы в самом деле,,, Вы выложили информацию за которой я лет 20 гонялся! СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! Насчёт отдельной ветки- согласен, в интернете по Одесскому порту информация урывками(по катерам только есть на "Одессе на колесах"),а тема-то интереснейшая!Насчёт "Спартака" и "Кузнеца"- их разобрали где-то в середине 1989го года в порту- мне тогда лет15 было и повезло по ним пошастать в Практической гавани, почему и запомнил их, но что они из себя представляли информации абсолютно никакой,хотя говорили что год постройки обоих -1958й. А на брекватере тогда в отстое штук восемь судов было("березино","рассвет",пс-2,"уран",ср-418,"Спартак","кузнец" и катер типа "Аркадия")-их всех убрали в 89м.В те годы в нашем порту много "старичков" таких было, увы, сейчас почти ничего не осталось( разве только "пурга" с 58го года живая ещё).У меня тоже не густо с информацией, но, думаю,по мере сил эту тему развивать, и поверьте, рад что не один я только этим интересуюсь, и Вам спасибо что ответили, того-же "Фороса" у меня вообще нигде не значилось.

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 05 янв 2012, 04:04
SergeyOdessa
Walera писал(а):Кстати, возможно удобнее было бы создать отдельную ветку по Одесскому портофлоту (да и СРЗ вкупе), и туда снести данные сообщения. Но это незыблемое право конечно нашего "мастера"-админа ;) Ведь кроме буксиров там и плавкраны и плавдоки и драги были и пр. пр.

В форуме "Имена на борту" есть отдельная тема по одесскому портофлоту.
Можно писать там.

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 06 янв 2012, 00:36
Walera
рад был помочь. Кстати Доковец и Н. Левин как раз пришли на смену Спартаку и Кузнецу. Увы год не знаю.

Насчет писать в "Имена на борту" - по моему это только распылять тему. Все же лучше отдельно. причем объединить - и порт и СРЗ, и АСПТР (Эпрон), и Техфлот... Да так же можно и по Ильичевску было бы. Нашлись бы только знатоки.

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 06 янв 2012, 12:14
Walera
Привожу данные из книги "Одесский порт. 1941г. " за 2006г. В ней в частности приведены некоторые названия различных плавсредств, и их судьба на конец обороны Одессы, 16.10.1941г. Принадлежность большинства не указывается. Например нет данных ни про один буксир СРЗ. Сложно поверить например, что такой завод как СРЗ-ССЗ им. Марти не имел своих буксиров. Поэтому наверное стоит считать пока принадлежность их одним емким словом - к Одессе.

1 - лоцманский катер "СИВАШ" - выведен в Новороссийск. Вооружение - 3 пулемета.

2 - Буксирный катер "СИЛИН" - выведен в Новороссийск.

3 - буксирный катер "СИМЕИЗ" - выведен в Севастополь.

4 - буксирный катер "ЭТОР" - выведен в Севастополь в последний момент, матросом Швецом, с 75-ю краснофлотцами, вероятно из оставленного погибать заслона. Изначально предназначался к подрыву в Одессе. Из книги - "это был небольшой, маломощный катер". Его основная задача во время обороны Одессы - разводка боновых заграждений.

5 - Буксирный катер "УЛЬЯНОВ" - взорван и потоплен в Одесском порту. Из книги - " небольшой, маломощный катер". Его основная задача во время обороны Одессы - разводка боновых заграждений, вместе с Б.К. "ЭТОР". Угольщик.

6 - буксирный катер " №2 " - взорван и потоплен в Одесском порту.

7 - буксирный катер " ФЕРС" (ФЕРА) - его корпус (?) потоплен в Хлебной гавани.

8 - буксирный катер "Сарыч" - о судьбе нет данных. Угольщик.

9 - буксирный катер "Петраш" - о судьбе нет данных. Угольщик.

10 - буксирный катер "Тайфун" . Из книги - " небольшой, маломощный катер". Участвовал в выводе одного из 3-х Плавдоков с грузом паровозов и тендеров, в Николаев.

11 - Баржа № 120 - о судьбе нет данных.

12 - Баржа № 137 - Взорвана у причала № 30. Из книги - "Водяная", вероятно "Водоналивная" баржа.

13 - Баржа (?) - потоплена артогнем противника. Затонула у Нового мола с грузом угля.

14 - Плавкран "1-е МАЯ", г/п = 40 тонн - выведен, место не указано.

15 - Плавкран -------------, г/п 100 тонн - (завода им. Марти) взорван и потоплен у брекватора.

16 - Плавкран -------------, г/п 25 тонн - (ЭПРОНа) взорван и потоплен у причала №16.

17 - плавучий Элеватор №4 - выведен, место не указано.

!8 - плавучий Углеперегружатель №2 - выведен в Севастополь.

Поскольку тираж книги всего 500 экземпляров, а написана по воспоминаниям участников и документам 1941г. возможно кому то что то из этих данных и понадобится. С Уважением. Валерий.

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 06 янв 2012, 12:38
Walera
Вроде где то здесь спрашивали за "Циклон". Помню что он Ленд-лизовский, старики рассказывали что пришел своим ходом в 1944, в Одессу. Кажется это снимок из журнала "Морской флот". "Циклон" в Хлебной гавани.
Не помню рассказывал, или нет. Мне в 83-85 мужики с Плавдоков рассказывали что "Циклон" в начале 70-х вроде, пропорол днище об старые деревянные сваи у Плавдока №2, на СРЗ 1. По инерции проскочил Плавдок №2, затем Плавдок №4, и за ним начал тонуть. А Дело было зимою. Экипажу повезло что рядом проходил "Н. Левин" или "Доковец" (не помню уже).

Изображение

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 06 янв 2012, 16:37
Паганель
К вышеперечисленным судам наверное можно добавить и приписанные к Одесскому порту паровые шаланды "Кубань", "Кизилташ", "Белобережье", "Егурча", "Терек", "Гаджибей", "Сарыкамыш", к началу войны перечисленные в тральщики(две последних погибли в1941м). Насчет "Циклона" (в сша st-490, построен в1944м ).такой кораблик, по-моему, заслуживает отдельной ветки... Одна его атлантическая эпопея в 47м чего стоит!В старых номерах "Морского флота" встречал статью с описанием его перегона через океан- впечатлило.Не хочу показаться высокопарным но строки известной "баллады о гвоздях" -Гвозди-бы делать из этих людей, крепче не было-б в мире гвоздей- вполне можно отнести к его экипажу перегнавшему буксир через лютую Атлантику!И в кино его показали во всей красе, а списали его в самом начале 90х. А ведь еще были и буксиры Черномортехфлота одесской приписки- у меня значатся "Восход", "Рогдай"(списан в 1970м), "Ингул"(списан 25марта 1988го), "Бурят"(принят 1апреля 1970-списан 15декабря 1988г) и "Меридиан"(принят4января 1976г) -но в нашем порту они были редкими гостями, работая едва-ли не во всех черноморских портах. А вот о нынешних одесских "маломерках" -"Пеленге" и "Створе" нет ли каких нибудь подробностей?( а то и спросить не у кого) Симпатичные такие кораблики- сколько в порту бываю, они всегда по гавани как угорелые носятся...

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 11 янв 2012, 11:46
Гармашев
Мои коллеги из одного судпромовского НИИ с помощью ветерана судомоделизма сейчас завершают разработку реконструкционных чертежей парового буксира ТВЛ-200.Таких буксиров в довоенном Ленинграде с 1932 года построили несколько десятков и после ВОВ они служили много и долго.Носятся некие слухи о том , что до сих пор один такой буксир служит паровым котлом где то на Северо-Западе.
Может есть у кого нечто большее чем просто слухи?

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 11 янв 2012, 19:20
kanter44
Паровые буксиры довоенной, японской постройки (Кангауз, Тайга, Посьет, Ким, Находка... ) как-нибудь классифицируются? http://s018.radikal.ru/i527/1201/32/0a43fda64da3.jpg

Re: БУКСИРНЫЕ СУДА ММФ

СообщениеДобавлено: 11 янв 2012, 19:29
yurie0110
Буксирный пароход
«ЭТОР»

В 1896 году на Одесской верфи Товарищества «Беллино-Фендерих» по заказу Южнорусского общества плавучих элеваторов из Николаева строился стальной одновинтовой буксирно-ледорезный пароход «ЭТОР». Судно водоизмещением 102 т (50,53 брт) имело длину 20,42 м, ширину 4,87 м и осадку 1,83 м. Паровая машина типа «компаунд» смешанного давления двойного расширения мощностью 120 л.с. обеспечивала буксиру скорость хода в 9,0 узлов. В начале 1897 года судно было передано заказчику. Порт приписки Николаев (№ 686). В 1911 году буксирный пароход прошел капитальный ремонт с заменой котла. Во время первой мировой войны судно привлекли по военно-судовой повинности и включили в состав ЧФ как посыльное судно Отряда охраны лиманов. Вооружение два 76 мм орудия. Экипаж 11 человек.
На 1 января 1918 года «ЭТОР» числился катером Северо-Западной части лиманов. В мае 1918 года судно было захвачено австро-венгерскими войсками. Позже его разоружили и вернули прежнему владельцу. Во время гражданской войны 15 июня 1920 года буксир снова мобилизовали и вооружили. С 3 июля 1920 года он в качестве посыльного судна «№ 4» был зачислен в состав Действующего отряда (ДОТ) Морских сил Черного моря (МСЧМ). 8 июня 1921 года судно под прежним наименованием «ЭТОР» передали в Управление по безопасности кораблевождения Черного и Азовского моря (Убеко Черноаз). С октября 1921 года буксир числился в составе плавучих средств Госсудоподъема. 19 июня 1922 года его разоружили и передали Госторгфлоту. Буксир снова начал служить в Южнорусском обществе плавучих элеваторов. Порт приписки Одесса (на 1925 год № 20).
В 1935 году «ЭТОР», имея на буксире баржу, следовал из Днепро-Бугского лимана в Одессу. При выходе в море караван попал в шторм. Ночью при сильном волнении был обнаружен крен на нос. Началось поступление воды в машинное отделение. Несмотря на принимаемые командой отчаянные усилия по ликвидации течи, буксир начал тонуть. С целью спасти людей машина на «ЭТОРЕ» была застопорена и буксир отрублен. Экипаж на шлюпке перебрался на баржу. Вскоре начались работы по подъему буксира. Водолазы ЭПРОНа установили причину гибели судна. Оказалось, что поступление воды на буксир происходило через не закрытый с левого борта иллюминатор, через который в шторм вода попадала внутрь судна. В результате халатности экипажа, не проверившего задрайку иллюминаторов, буксир погиб. За допущенную беспечность капитан «ЭТОРА» был отдан под суд. После ремонта в 1938 году буксир числился в составе судов местного транспортного флота Одесского портоуправления как буксир для портовых работ.
В начале Отечественной войны буксир по плану мобилизации подлежал передаче боновой партии ОВРа Главной базы ЧФ. Однако 7 июля 1941 года «ЭТОР» был включен в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления. С приближением фронта и началом эвакуации Одессы, «ЭТОР» 28 июля 1941 года принимал участие в выводе из ковша судоремонтного завода имени А. Марти в море нового сварного 5-ти тысячного плавучего дока. С августа этого же года буксир стал нести бессменную вахту на боновых заграждениях Одесского порта. Под непрерывной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами «ЭТОР» совместно с буксиром «УЛЬЯНОВ» до окончания эвакуации города открывали и закрывали боны для прохода транспортов. При оставлении Одессы выведен в Севастополь в последний момент с 75-ю краснофлотцами, вероятно из оставленного погибать заслона. Изначально предназначался к подрыву в Одессе.
После ухода в Севастополь и далее на Восток 28 октября 1942 года «ЭТОР» был мобилизован, принят от НКМФ и в качестве буксира зачислен в состав плавучих средств тыла ЧФ. 24 июня 1942 года буксир переклассифицировали в катерный тральщик и после переоборудования 14 июля 1942 года под наименованием «КАТЩ-162» включили в боевой состав флота. С 8 февраля 1943 года он входил в состав Азовской военной флотилии ЧФ. 28 марта 1944 года во время шторма «КАТЩ-162» вышел из бухты Опасной в Керченском проливе в бухту Чушка. Сильной волной тральщик захлестнуло, и он быстро затонул. 31 мая этого же года его исключили из состава флота.