Vovanus писал(а):За Лахту спасибо ! И ещё вопрос - обзор по курсу где лучше - с Л-образными консолями или с П-образными , и какая мёртвая зона спереди ?
Судовые грузовые мачты
Все изменения в конструкции грузовых мачт транспортных судов связаны с появлением новых вариантов оснастки грузовых стрел. Конструкции мачт, встречающиеся на судах в настоящее время, можно объединить в четыре варианта
Мачты различаются также по числу опор и делятся на двух- и трехопорные. Принципиально возможна и одноопорная мачта, но ее закрепление на палубе — весьма сложная задача. Рассмотрим области применения каждого варианта мачт.
Одиночные мачты с траверзой и салингом рассчитаны на обеспечение спаренной работы легких стрел и устанавливаются на судах небольших размеров, поскольку не обеспечивают достаточного расстояния между шпорами стрел и топенантными блоками.
Этот недостаток в меньшей степени присущ Л-образным мачтам, поэтому такие мачты широко распространены на судах со стреловым грузовым вооружением, рассчитанным на спаренную работу легких стрел. Угол наклона укосин к вертикальной плоскости составляет 15—20°. Ниже верхней палубы ноги мачты идут вертикально. У Л-образной мачты сечение укосины не круговое, а эллиптическое. Внутри укосин на расстоянии 3—3,5 м друг от друга устанавливают бракеты.
При П-образных мачтах возможно использование механизированных стрел практически любой грузоподъемности, поскольку такие мачты наилучшим образом обеспечивают требуемое расстояние между точками крепления неподвижных блоков топенант-оттяжек на достаточной высоте от палубы.
V-образные мачты появились как разновидность отдельно стоящих грузовых колонн, которые позволяют использовать перекидные стрелы-тяжеловесы. Угол наклона каждой колонны к вертикальной плоскости 16—18°.
Определение усилий, действующих на мачту, возможно после расчета стрел, опирающихся на данную мачту. Наиболее существенными являются сжимающее усилие в стреле, натяжение в грузовом шкентеле и топенанте. По отношению к мачте все эти усилия приводятся к осевым и нормальным, после чего составляется ее расчетная схема. Принято считать, что у мачты есть две опоры в корпусе. У трехопорных мачт влиянием третьей опоры пренебрегают. При составлении расчетной схемы мачты положение стрел принимают наиболее неблагоприятным с точки зрения прочности мачты. В расчетах учитывают внецентренное приложение сжимающих усилий. По действующим напряжениям подбирают размеры поперечного сечения. Соотношение между диаметром и толщиной стенки мачты оговаривается Правилами.