yurie0110 21 июн 2010, 19:32
IP:
Уважаемые форумчане! Кто то интересовался историей п/х "Ураллес". Постараюсь помочь в этом. Но к сожалению у меня нет его фото. Может кто нибудь поделиться?
Грузовой пароход
Черноморского государственного морского
пароходства «УРАЛЛЕС»
Судоходная британская компания для перевозки леса в 1926 году заказала на верфи «J. Laing & Cons, Sunderland» (стр № 00) в Англии пароход-лесовоз «DORE» вместимостью 2598,90 брт, дедвейтом 4150 т, длиной 85,65 м, шириной 11,74 м. и осадкой 5,59 метра. Экипаж составлял 31 человек. Энергетическая установка с вертикальной паровой машиной тройного расширения и двумя огнетрубными котлами с обратным ходом пламени мощностью 1100 л.с. позволяла пароходу развивать скорость в 10,0 узлов. В июле 1926 года пароход был спущен на воду и в начале 1927 года «DORE» был передан заказчику.
В 1931 году пароход был куплен Советским Союзом и передан Балтийской главной конторе «Совторгфлота». В этом же году «DORE» получил наименование «УРАЛЛЕС» Порт приписки Ленинград. В 1932 году пароход передали в состав Черноморского морского пароходства. Портом приписки стала Одесса, а в 1936 году Новороссийск (№ 105).
Начало Отечественной войны застало «Ураллес» в Мариуполе. Он стоял под погрузкой соли для Одессы. По требованию властей судно несколько дней вынужденно отстаивалось в порту. В начале июля 1941 года, имея на борту 1500 т соли, ушел в Одессу. С 7 июля 1941 года «Ураллес» стал числиться в составе Черноморско-Азовского бассейнового управления. 27 июля этого же года пароход был мобилизован и в качестве транспорта включен в состав Черноморского флота. По заданию командования судно с 1000 эвакуируемыми гражданами Одессы направили в Николаев. Там приняв 1000 т зерна, судно зашло в Одессу, где приняло дополнительно на борт еще 1500 эвакуируемых граждан и, взяв на буксир корпус ремонтирующегося парохода «Георгий Димитров» забитого до отказа военными грузами, ушло в Керчь.
Оставив на Керченском рейде «Георгия Димитрова», «Ураллес» направился в Новороссийск. Сдав там груз и пассажиров, судно вернулось в Одессу. Здесь пароход принял на борт 800 т заводского оборудования и 850 человек рабочих с семьями. Взяв на буксир пароход «Балаклава», груженый заводским оборудованием и материалами, «Ураллес» благополучно прибыл в Новороссийск. Из-за отсутствия рулевого управления на буксируемых судах эти два рейса были очень тяжелыми. И так до октября 1941 года пароход «Ураллес» ходил в Одессу с воинским пополнением и боеприпасами и увозил оттуда людей и грузы. Последний раз он ушел из Одессы в Севастополь 14 октября, взяв на борт 1200 бойцов и 650 т армейского груза.
Позже, доставив из Новороссийска в Феодосию боеприпасы, транспорт был направлен в Евпаторию для вывоза зерна. Прибыв на Евпаторийский рейд в ночь на 29 октября, начал с лагун погрузку пшеницы. Утром было получено приказание вернуться в Севастополь. Приняв всего 300 т зерна, судно пошло в главную базу флота. Однако вскоре с военного катера было получено указание, вернуться на рейд и принять на буксир три парусных судна и катер с военными грузами. Начав их буксировку, на рейде на караван днем 29 октября 1941 года напали немецкие самолеты. В результате звездного налета около 30 бомбардировщиков транспорт «Ураллес» получил прямое попадание бомб в трюм № 2, в командный мостик с правого борта и в машинное отделение. В течение 5 минут судно погрузилось в воду, сев носовой частью на грунт и, покрывшись водой на три четверти длины парохода. Все люди были посажены в шлюпки, забраны проходящим катером и доставлены в Севастополь. При бомбежке один человек погиб и пять легко ранены.
Ю.Н. 2002 г.