Каспийское морское пароходство было организовано в 1922 году (1922-1938, 1953-1991) Список не полный,будет добавляться
Каспийское морское пароходство (Баку)
Указом Сената России от 21 мая 1858 года создается Акционерное Общество "Кавказ и Меркурий". Состав (персонал) "Кавказ и Меркурий" располагался в Петербурге, в декабре 1859 года управление Каспийского отдела переводится в Баку.
21 мая 1858 года было образовано Акционерное Общество "Кавказ и Меркурий". Это является датой образования Каспийского морского пароходства.
Путь, пройденный Каспийским Морским Пароходством, не был легким, многие поколения, посвятившие свою жизнь морю, не пожалели сил, а также таланта и энергии для создания и развития флота, портов, судоремонтных заводов, учебных заведений, относящихся к пароходству.
В 1877 году впервые в мире после регистрации именно на Каспии, в Бакинском порту был введен в эксплуатацию первый нефтеперевозочный корабль - "Зороастр", произведенный Шведским кораблестроительным заводом "Мотала". Поэтому, Каспий справедливо считается основоположником флота танкеров.
С вводом в эксплуатацию судов, перевозящих жидкость, общий объем нефтепродуктов, перевезенных из Баку, увеличился в 50 раз. С 1904 года до 1913 года среднегодовой объем грузоперевозок в бассейне превысил миллион тонн. Этот период характеризовался усилением позиции нефтяных компаний.
Деловые братья - шведы - Альфред, Людвиг и Роберт Нобель создают в 1879 году в Баку Акционерное Общество "Бр.Нобель". Немного спустя, оно превращается в одну из крупнейших нефтяных компаний мира…
В конце XIX века компании "Братья Нобель" принадлежали богатые нефтеносные земли, нефтеперерабатывающие и механические заводы, где работали тысячи человек, транспортные корабли и склады.
Начиная с середины 80 годов, в Баку начала свою деятельность еще одна иностранная компания - нефтяная компания, принадлежащая Банкирскому дому Ротшильдов. Баку превращается в большой центр морского транспортного хозяйства. Количество кораблей, перевозящих жидкость, увеличивается с каждым годом, на 1 сентября 1899 года на Каспии имелось 345 кораблей, перевозящих жидкость, 212 из которых были парусными, а 133 работали на пару. Самому крупному судовладельцу - компании "Бр.Нобель" принадлежало 13 кораблей.
В 80-х годах Каспийский Морской Торговый флот обновляется 35 паровыми кораблями, с емкостью каждого от 15 тыс. кубических футов до 45 тыс. кубических футов.
Первая в мире нефтеперевозочная баржа начала плавать на Каспии в 1873 году. В 1903 году произведенный на Сормовском судостроительном заводе первый корабль с двигателем внутреннего сгорания "Вандал" сдается в эксплуатацию после прохождения регистрации. Все эти факты также доказывают, что Азербайджан был в числе первых в эксплуатации флота теплоходных танкеров.
В 1907 году количество торговых кораблей, перевозящих жидкость в Каспийском флоте, достигает 129.
С целью удовлетворения потребностей флота в кадрах в 1881 году в Баку организуются Классы морских путей. С 1881 года по 1902 год это учебное заведение оканчивают 945 специалистов по каждой отрасли (области). 136 из них были азербайджанцами.
В 1902 г. была заложена основа Бакинского Международного Морского Торгового Порта.
В 1903 году на базе классов создается Бакинская школа морских путей. Первая женщина капитан Каспия - Шовкет Шахбаз гызы Салимова стала выпускницей этой школы в 1940 году.
6 июня 1920 года выдающийся государственный деятель Нариман Нариманов подписывает декрет о национализации Каспийского торгового флота.
В состав государственного флота входит 390 кораблей разного тоннажа, включая 106 парусных кораблей. С 1-го октября 1923 года руководство морским транспортом поручается Государственному Акционерному Обществу "Каспийское пароходство".
Действующий при пароходстве «Каспморпуть» был основан в 1928 году. Основанием для создания явилось строительство портов, рост портовых перевозок и необходимость реконструкции крупнотоннажных судов.
«Каспморпуть» проводит работы по углублению дна, установке и обслуживанию средств навигации для обеспечения безопасности пароходства, закладке новых морских дорог, каналов, очистке новых территорий и т.п.
Управление «Каспморпути» провело работы по углублению дна на всех портах Каспийского моря.
30 мая 1930 года ликвидируется Государственное Акционерное Общество "Каспийское пароходство Каспийского Морского Советского Торгового Флота".
В 1930 году первенец советского судостроения - танкер "Ленин" прибывает в Баку. Таким образом, начинается расширение Каспийского флота крупнотоннажными танкерами с грузоподъемностью 10000 тонн.
1 апреля 1934 года в составе Народного Комиссариата Водного Транспорта создается Каспийское пароходство.
Вследствие увеличения грузоперевозок в 1941 году в годы Великой Отечественной войны, перевозки грузов ленд-лиза возникает потребность в дополнительном тоннаже. С этой целью транспортный флот, и даже транспортные средства, пришедшие в негодность из-за технического состояния, привлекаются к перевозкам.
Жестокие битвы, в направлении Сталинграда и Кавказа еще более увеличивают поток военных грузов, вражеская авиация проводит частные воздушные атаки. Однако, несмотря на это, нефтяной конвейер Баку-Астрахань-Сталинград продолжает интенсивную и гармоничную работу.
В 1946 году в Каспийский флот поступают 26 новых судов, перевозящих сухие грузы, включая "Низами", "Гафур Мамедов", "Кабардинка" и др., а в нефтеперевозочный флот поступают "Алексей Толстой", "Наргин", "Амбуран", "Буйнак" и др.
В 1953 году произошло объединение пароходств "Каспийский флот" и "Каспийский танкер" и создалось Каспийское Морское Пароходство, а в 1961 году Астраханское рейдовое морское пароходство - "Рейдтанкер" также включается в его состав. В том же году Каспийское Морское Пароходство интенсивно расширяется за счет кораблей, построенных в стране и за рубежом.
Начиная с 1960 года выход в дальнее плавание судов, принадлежащих Каспийскому морскому пароходству, расширение географии их плавания позволили перевозить грузы во многие порты Европы, Азии и Африки.
Часть танкеров в 1962 году с целью перевозки нефтепродуктов между портами Италии, Франции, Турции, Испании, Египет, Тунис и Болгарии перебрасываются из Каспия в Черное море.
В 1962 году открывается самый большой пароходно-паромный переход - линия Баку-Красноводск. Эта линия становится большим и значительным событием не только для Каспийского морского пароходства, но и для системы Морского флота бывшего Советского Союза в целом. Начиная с 1954 года, Каспийские корабли, проходя через Волжско-Балтийский канал, начинают плавание в страны Северной Европы…
Начальники пароходства:
Н.П.Мухин 1953-1954
М.А.Ханмамедов 1954-1956
М.Д. Рагимов 1956-1965
Н П Мухин 1965-1968
Д.А. Гашумов 1968-1987
Т.К.Ахмедов 1987-1991
тк типа =Карадаг=
1.Карадаг
2. Ухта
тк типа =Ленин=
1.Ленин
2.Агамали-Оглы
3.Гудермес
4.А.Цурюпа
5.ВКП(б)
Танкера 566 проект тип Олег Кошевой СССР Навашино[color=#FF0040]
1 Олег Кошевой 1954
2 Алексей Крылов 1955
3 Сергей Тюленин 1955
4 Иван Земнухов 1956
5 Ульяна Громова 1956
6 Любовь Шевцова 1956
7 Лиза Чайкина 1956
Хлопколесовозы типа ИНЖЕНЕР БЕЛОВ пр.570 СССР
Инженер Белов 1959
Каспий 1959
Баку 1959
Агдам 1960
Геокчай 1960-1983 погиб в декабре 1983 г на переходе Бегдаш-Махачкала
Акстафа 1960
Шамхор 1960
Мургаб 1960
Астара 1961
Сальяны 1961-1984
Янги Юль 1961
Хасавьюрт 1962 передан СВУМФ
Сунтар 1962 передан СВУМФ
Саатлы 1962
Кубатлы 1962 передан СВУМФ
Суда проект 1572 /1576 тип Кишинев СССР Навашино
Физули 1975
Низами 1975
Аветик Исаакян 1976
Вагиф 1976
Берды Кербабаев 1976
Коста Хетагуров 1977
Джабар Джабарлы 1977
Ашуг Алескер 1977
Микаил Мушфик 1977
Камандарм Гай 1977
Суда проект 650 тип Тельновск(Тисса)
Десна 1944
Урал 1944
Маныч 1949
Целиноград 1953
Володя Дубинин 1954-учебный БМУ
Павлик Морозов 1954
Абай Кунакбаев 1956
Шоллар 1956
Белогорск 1956
Теджен 1957
Ахтуба 1959
Танкера продуктовозы тип Баскунчак 1630т СССР
тн Степанакерт
тн Баладжары
Железнодорожный паром проект 721 тип Советский Азербайджан СССР Красное Сормово(1962-1968)
Советский Азербайджан
Советский Туркменистан
Советский Узбекистан
Советский Казахстан
Гамид Султанов
Танкер проект 1560 тип Никифор Рогов 12тысячники постройки СССР Астрахань
Никифор Рогов 1971
Кафур Мамедов 1972
Рухулла Ахундов 1973
Генерал Асланов 1974
Генерал Бабаян 1975
Судно проект1557 тип Сормовский СССР Красное Сормово Горький
"Герой Мехти" 1971
"Кемине" 1972
"Насими" 1973
"Поэт Сабир" 1975
Судно проект1557 тип Сормовский ССЗ Рыбинск
"Поэт Видади" 1976
"Джамбул Джабаев" 1977
"Узеир Гаджибеков" 1977
"Маршал Воробьев" 1978
"Газли" 1979
"Алия Молдагулова" 1980
танкера тип Олег Кошевой постройки СССР ССЗ Волгоград
1 Олег Кошевой 1980
2 Сергей Тюленев 1980
3 Лиза Чайкина 1980
4 Павлик Морозов 1981
5 Генерал Гейдаров 1982
6 Генерал Сабир Рахимов 1982
7 Генерал Исрафил Мамедов 1983
8 Иван Земнухов 1983
9 Герой Асадов 1984
10 Герой Осипов 1984
11 Ульяна Громова 1985
12 Клавдия Назарова 1986
13 Самед Вургун 1987
14 Нариман Нариманов 1988
15 Григорий Калустов 1988
16 Инженер Мустафа Али 1989
Суда тип Олег Кошевой постройки Болгария Бургас
17 Мирзо Турсунзаде 1984
18 Виктор Тарасов 1985
19 Любовь Шевцова 1985
20 Герой Гусейнов 1986
21 Николай Кобзев 1987