• Advertisement

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Сообщение porollo 24 сен 2010, 19:12
IP:

К. Д. Смирнов
СУДЬБА КАПИТАНА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА КУЗНЕЦОВА
«Помни праотцов — заповедного не тронь...»
Вл. Даль
У каждого в памяти своя река, свой простор, с которым связаны воспоминания детства и многие радости жизни. Мимо деревни Макаровской Шенкурского района Архангельской области течет река Вага. Прекрасны ее берега, разливны поймы, на которых зреют питательные молочные травы, извилисты вековые канавы, где полая вода сбегает по весне в реку, плавный ход ее вод привлекает к себе в сенокосе окунуться.
Здесь, на берегах Ваги в деревне Макаровской, 30 января 1920 года родился Александр Петрович Кузнецов — во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов подводник Северного флота, а после войны — прославленный полярный капитан. Среди его родственников было пять водолазов, два машиниста, боцман. Один из них плавал еще во времена Станюковича на парусниках, другой — на царской яхте «Штандарт»», третий — участник Цусимского сражения, поднятый японцами с морской поверхности после потоп¬ления корабля, остальные служили на Балтике и в Архангельске.
Но на выбор морской профессии повлияли, пожалуй, детские впечатления от рассказов журнала «Нива» и описание путешествий Жан Жака Элизе Реклю (1830—1905 гг.), которые были у одного из односельчан, неизвестно как попавшие в эту северную глушь.
Закончив Ровдинскую школу, Александр Петрович поступает в Архангельский морской техникум по специальности «Судовожде¬ние». Окончив его с дипломом штурмана дальнего плавания, нани¬мается работать в Мурманский военный порт, где плавает третьим и вторым штурманом на портовом буксире № 3.
Осенью 1940 года А. П. Кузнецов был призван на военную службу в РККА. В силу обстоятельств он попадает в ВМФ, в
Ленинградский подплав, и становится курсантом Краснознаменного учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова, распо¬ложенного на Большом проспекте Васильевского острова.
22 июня 1941 года краснофлотцы несли дежурство в Петергофе. Вечером с возвращением в отряд он с группой штурманских элект¬риков в количестве 9 человек был отправлен на Северный флот. В августе 1941 года группа прибыла в Полярный, где А. П. Кузнецова определили на должность вахтенного помощника командира под¬водной лодки «М-174». Так началась его воинская служба. Он прошел всю войну «от звонка до звонка».
Мурманск стал прифронтовым городом. Немцы подвергали его систематическим бомбардировкам, регулярным, как по расписанию, трижды в день: в обед, в ужин и в полночь.
Количество налетов вражеской авиации на Мурманск увеличи¬валось. Временами они доходили до 14—16 раз в день. Отмечено, что в один из дней начала 1942 года было совершено до 50 налетов и сброшено свыше полутора тысяч бомб. Многие деревянные здания в городе сгорели, а каменные — разрушены.
Бригада подводных лодок на Северном флоте насчитывала в то время 15 единиц и только через год увеличилась вдвое.
Числились вновь прибывшие подводники рядовыми. Это не мета¬фора: на руках они имели дипломы штурманов дальнего плавания, считались рядовыми, питались в старшинской столовой, а обязанности исполняли офицерские — помощника командира подводной лодки.
«Малютки» периодически несли боевое дежурство на позиции до 15 суток, после чего их меняли. А. П. Кузнецов об одном из таких походов рассказывает: «...в сентябре 1941 года «М-174» под командованием капитан-лейтенанта Егорова Н. Е. заканчивала свое дежурство у Варангер-фиорда. Поход прошел спокойно, без особых столкновений с противником. Командир Егоров, посоветовавшись с офицерами, решил по пути зайти в Печенгский залив, в порт Линахамари с целью разведки обстановки. После полудня лодка втянулась в узкий залив, изредка наблюдая за горизонтом по пе¬рископу. У одного из причалов обнаружили два транспорта: один — немецкий, другой — финский, а в глубине залива обнаружили сторожевик и несколько катеров-охотников.
Торпеды по транспортам выпустили веером на повороте на об¬ратный курс. Вскоре раздались два мощных взрыва. В начале войны на подлодке не было устройства беспузырной стрельбы по целям. Когда торпеды выстреливались, нос лодки от облегчения выскакивал вверх, а на поверхности моря образовывались огромные пузыри от сжатого воздуха, которым выстреливались торпеды. Рубку и нос лодки выбросило на поверхность, погрузить подлодку удалось через 1,5 минуты, набрав воды из-за борта прямо в центральный отсек. Сторожевик и катера начали обстрел лодки из пушек и крупнока¬либерных пулеметов, одновременно двинулись к ней для атаки ее глубинными бомбами. Лодка успела уйти на глубину 60—70 метров, когда над ней стали рваться глубинные бомбы. От взрыва одной из них заклинило руль в положении «право на борт», и лодка начала циркуляцию по заливу. К счастью, от взрыва следующей бомбы работа руля возобновилась, но катера в азарте преследования проскочили к выходу из бухты раньше лодки, продолжая раскидывать глубинные бомбы. Лодка же следовала за катерами на выход под грохот все новых взрывов прямо по курсу. Около 19 часов коснулись грунта 20-метровой банки на выходе из залива и затаились на ней. Катера раскидали, по нашим- подсчетам, 34 бомбы, но так и не нащупали нашу «Малютку». У нас же вышло из строя управление вертикальными и горизонтальными рулями, поломало лампочки, разбило плафоны электроосвещения, сорвало круг освещения пери¬скопа, лопнули визиры топливных цистерн.
Устранив неполадки, лодка ночью всплыла и без происшествий, благополучно вернулась в Полярный...
Впоследствии по проложенному нами пути в Линахамари загля¬дывали подводные лодки Героев Советского Союза Старикова и Фисановича, и всегда не напрасно».
В апреле 1942 года четыре подводные лодки были представлены к званию «гвардейских». Это были первые гвардейские подводные лодки Военно-Морского Флота СССР. Среди них была и «М-174».
В конце декабря 1941 года А. П. Кузнецов получил назначение на новую подводную лодку «Щ-403».
Первый поход едва не закончился трагически. Находясь в Пор- сангер-фиорде, лодка подзаряжала аккумуляторные батареи, когда в разрывах снежного заряда вдруг обнаружили в двух кабельтовых миноносец и сторожевой корабль противника.
Враг пошел в атаку, стрелял по «Щуке» из орудий и крупнока¬либерных пулеметов. Миноносец на полном ходу проскочил в 15 метрах по корме лодки.
По приказу выполнили срочное погружение. Но послышался глухой удар о корпус, это один из кораблей таранил лодку. Был поврежден легкий корпус, оборваны антенны, поврежден перископ. Пулями пробит прочный корпус. Внутрь хлынула вода, но повреж¬дение устранил сразу. Послышались взрывы глубинных бомб.
Благодаря выдержке и самообладанию экипаж оторвался от про¬тивника и благополучно прибыл на базу.
Подлодки Северного флота были могучей силой и били врага в любых ситуациях. К примеру, подлодка «Щ-403» в январе 1942 года, находясь в Подлодки Северного флота были могучей силой и били врага в любых ситуациях. К примеру, подлодка «Щ-403» в январе 1942 года, находясь в надводном положении, обнаружила большой транс¬порт, следовавший под охраной шести сторожевиков и двух кате- ров-охотников. Пользуясь темнотой ночи, лодка с расстояния 500 метров выпустила по каравану две торпеды прямо из надводного положения. Сторожевик затонул сразу, а транспорт, завалившись на левый борт, медленно ушел под воду. Это была одна из первых атак противника из надводного положения на Северном флоте.
«Из наградного листа на штурманского электрика Краснознамен¬ной подлодки «Щ-403» Третьего дивизиона ПЛ СФ КУЗНЕЦОВА Александра Петровича, 1920 года рождения, русского, служащего, из крестьян, кандидата ВКП(б) с 1942 года, в РККА с 1940 года, награжден медалью «За отвагу» за участие в потоплении четырех кораблей противника, представляется Военным Советом Северного флота 30 августа 1942 года, п/п 36092.
...Является участником пятнадцати боевых походов ПЛ «М-174» и «Щ-403». При его непосредственном участии потоплено семь кораблей противника. За дни Отечественной войны проявил себя преданным сыном нашей Родины, мужественным и стойким ее защитником. На ПЛПЛ плавает в качестве помощника, имея спе¬циальную штурманскую подготовку, на вахте показал твердые знания своего дела, обеспечивал наличие точного места путеисчисления корабля при любых метеоусловиях. При атаках, бомбежках и пре¬следованиях ПЛ ведет себя решительно и смело, четко выполняя свои обязанности. Достоин правительственной награды — орден Отечественной войны 1-й степени...» Наградной лист подписали командир Краснознаменной «Щ-403» капитан III ранга К. М. Шуйс¬кий и БПЛ СФ капитан I ранга И. А. Колышкин.
Почти год пробыл Александр Петрович на знаменитой Красно¬знаменной подлодке «К-21» помощником легендарного героя-под¬водника Н. А. Лунина. Экипаж прославленной лодки организовал в Ленинграде 5—12 мая 1976 года встречу оставшихся в живых ветеранов-подводников. Ветераны собрались с женами и близкими. В программе встреч было посещение УКООП им. С. М. Кирова, ВВМУПП им. Ленинского комсомола, встречи с экипажами под¬водных лодок в Кронштадте. 9 мая состоялась традиционная встреча подводников всех флотов страны у памятника Петру I на площади Декабристов. 10 мая ветераны посетили Петергоф и присутствовали на празднике открытия фонтанов, 11 мая они пришли на могилу командира «К-21» Николая Александровича Лунина и возложили венки.
Центральный Военно-морской музей через совет ветеранов-под- водников вручил им памятные знаки «Ветеран-подводник». Руково¬дил встречей заместитель председателя совета бывший старпом подлодки «К-21» контр-адмирал 3. М. Арванов.
В 1980 году «К-21» в городе Североморске была переоборудована под мемориальный комплекс. Была создана экспозиция из подлинных документов, листовок, личных вещей и предметов членов экипажа, бывших на лодке в годы войны. Среди экспонатов музея СФ — биография А. П. Кузнецова. В ней он пишет: «...Я всегда гордился, что имел честь воевать в составе Краснознаменной бригады под¬водных лодок Северного флота, вместе с бесстрашными, отборными патриотами, какими были мои товарищи, отличающиеся мужеством и отвагой. Большинство моих сослуживцев погибли, честно выполняя свой долг. Я же уцелел, собственно говоря, просто случайно. Но я никогда не уклонялся от опасностей войны и никогда не сомневался в нашей победе. Я горжусь тем, что участвовал в 17 боевых походах на подводных лодках, что являюсь участником потопления 10 вра¬жеских судов, что и сам я всегда старался быть таким же, как и все мои друзья и товарищи по службе...»
С апреля 1946 года Александр Петрович Кузнецов работает на ледоколе «Северный ветер» в должности третьего штурмана. В навигацию 1949 года ледокол «Капитан Белоусов» (бывший «Северный ветер») зимовал во льдах Восточно-Сибирского моря, не сумев преодолеть тяжелые льды. Зиму 1950 года Александр Петрович провел на том же ледоколе в бухте Солнечной пролива Вилькицкого. В декабре 1951 года он, старший штурман, сдал в Бремерхафене (Германия) ледокол, пере¬данный нам по ленд-лизу в 1944 году, американской команде.
После передачи ледокола «Северный ветер» военной команде США Кузнецова мобилизовали на работу в Архангельскую гидробазу в качестве капитана. Он занимался приемкой специальных экспе¬диционных судов в Штральзунде (Германия) и перегоном их в Архангельск и Ленинград. Перегнали на Север учебное судно «Ло¬моносов», гидрографическое судно «Лаг» и номерные суда типа «4103», а в Ленинград — два самоходно-десантных лихтера.
В августе 1953 года Александра Петровича направили в г. Росток (Германия) для наблюдения за постройкой и приемкой грузового парохода «Кашира». На «Кашире» он плавает более года. Вместе с судном он автоматически переводится в Мурманское морское пароходство, куда перебазировались все ледоколы, работавшие в Арктике, особенно в его Западном секторе. В марте 1955 года Кузнецов поехал в Будапешт (Венгрия) на приемку теплохода «Кола» (типа «Тисса»), на котором он плавает до августа.
В августе 1955 года он в должности старшего помощника едет в Финляндию для приемки на верфи «Вяртсиля» ледокола «Капитан Воронин», который привел в Россию и ходил на нем капитаном до февраля 1957 года. Потом около полутора лет Александр Петрович плавает капитаном на ледоколе «Ф. Литке», в 1959 году он — старший штурман ледокола «Капитан Белоусов», а в 1960 году — на ледоколе «Ермак».
Выписка из послужного списка, составленного ледовым капитаном А. П. Кузнецовым. «...В 1961—1962 гг. работал на ледоколах финской постройки: сначала на «Капитане Воронине», затем на «Капитане Мелехове».
С января 1962 года по декабрь 1971 года работал капитаном ледокола «Красин». В эти годы (1957—1965 гг.) заочно окончил ЛВИМУ им. адмирала С. О. Макарова с получением диплома инженера-судоводителя. До этого несколько раз проходил курсы усовершенствования комсостава. В 1972—1973 гг. был капитаном ледокола «Капитан Белоусов» и занимался его перегоном на Черное море, в г. Мариуполь (Азовское морское пароходство). В после¬дующие годы был капитаном-наставником по перегону на Черное море ледоколов «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов».
В 1973—1974 гг. работал капитаном ледокола «Киев», дизель- электрохода «АнгараГЭС», а в 1974—1976 гг. работал капитаном ледокола «Мурманск». В 1976 году был назначен капитаном нового дэ/л «Красин» мощностью 41 тыс. л. с.
На ледоколе «Красин» и завершил свое плавание, уйдя на за¬служенный отдых в 1978 году».
Водил ледоколы он мастерски, отыскивая безошибочно, по наи¬тию, места, где торосы были пожиже. Используя ледовые трещины по каким-то неуловимым признакам, внутренне догадываясь, где лед слабее, вел ледокол. Александр Петрович любил повторять: у поморов есть примечание, что лучший ледокол — это ветер. На атомных ледоколах ему плавать не довелось, но энергию атома он считал огромной силой, способной резко раздвинуть границы нави¬гации на Севере, верил, что трасса Севморпути станет круглогодично действующей магистралью.
Для работы в наших северных портах, подверженных приливно- отливным воздействиям, Александр Петрович разработал прибли¬женный способ определения времени полных и малых вод с пра¬вильными полусуточными приливами без применения таблиц при¬ливов и Международного астрономического ежегодника. Метод был предельно прост, но с точностью до получаса давал правильное решение задачи по прикладному часу порта. Для практического использования достаточно было вычислить лишь одну общую для данного порта поправку или отдельные для места сизигию и квад¬ратуру. Работа была признана лоцийной. Кузнецову предложили через Гидрографическое управление ВМФ выполнить к таблице приливов отдельный вкладыш для решения задач по этому методу. Исполнить задуманное для всех портов и портпунктов огромного Советского Союза Александр Петрович не имел ни возможностей, ни свободного времени. Однако для основных трех портов Евро¬пейского Севера он выполнил эту задачу и много лет успешно пользовался вкладышами практически с одобрения Службы море¬плавания Мурманского морского пароходства.
Инициативный подход к работе капитана крупного ледокола чувствовался у него во всем. К примеру, на дизель-электрическом ледоколе «Красин» мощностью главных дизелей в 41,4 тыс. л. с. Кузнецов постоянно пользовался им же составленным графиком распределения мощности на гребных валах при любых вариантах использования винтов на всех режимах переднего хода. Соответст¬венно такие же графики имелись у него под рукой и для режимов заднего хода, что позволяло в любой момент сравнивать практи¬ческий ход ледокола с расчетами по графикам.
Новаторским подходом к своим административно-хозяйственным делам отличался Александр Петрович и в повседневной жизни экипажа.
Так, во время зимовки ледокола «Капитан Белоусов» в бухте Солнечной в проливе Вилькицкого с октября 1950 года по май 1951 года вместе с ледоколом зимовали пароходы «Сухона» и «Эльтон» и несколько рыболовецких логгеров. Александр Петрович, тогда еще старпом у капитана А. И. Ветрова, много внимания уделял обеспечению зимовки. Зимовка даже солидного ледокола в арктических условиях всегда дело хлопотное. Ледокол специально утеплялся, часть экипажа с пароходов жила на ледоколе, что уве¬личивало заботы о питании людей, распределении работ по наве¬дению чистоты и порядка в условиях непрерывных холодов. Зимуют же в Арктике в нынешних условиях немногие капитаны, и опыт, приобретенный Кузнецовым, представляется неоценимым вкладом при зимовке.
Неожиданным во время зимовки был прилет группы летчиков, оставшихся зимовать вместе с ледоколом. Их пришлось размещать на жилье, ставить на питание, привлекать к судовым работам, заниматься досугом и прочими различными бытовыми мелочами, что Александр Петрович делал изобретательно и очень последова¬тельно. К тому же экипажи зимовавших судов строили аэродром.
Аэродром делали круглосуточно, посменно, днем и ночью. Органи¬зация работ по строительству аэродрома, распределение судовых вахт, контроль за ними и происходящими событиями, включая организацию питания многочисленных вахт и бригад, стирку белья на 400 человек, оставшихся на зимовку, — все это предоставило А. П. Кузнецову большой практический опыт, внимание к жизни в ледовых условиях Арктики.
Как говорят арктические старожилы, «одна зимовка — на всю жизнь одна». Арктика полна неожиданностей и не терпит самоуве¬ренности, расхлябанности, панибратства с ней.
Вспоминает старший сын А. П. Кузнецова архангельский хирург Борис Александрович Кузнецов: «...Отец был достаточно замкнутым и скромным человеком, внешне производил впечатление сурового. Ему вполне хватало семейного круга общения, и расширять его он не стремился. В общении был корректен, уважителен, среди окру¬жающих пользовался авторитетом, объяснялся четко и понятно, умел отстаивать свою точку зрения и ставил интересы дела прежде всего. Обмануть его было трудно. Он презирал болтунов и демагогов. Обещания он давал редко, скупо, но всегда их выполнял, полагаясь целиком на себя. Никогда никому не завидовал.
Свою работу «на грани двух стихий» любил, считал ее интересной, требующей творческого подхода, умел работать профессионально, без аварий. Имел быструю реакцию, решения принимал мгновенно с расчетом на свой личный опыт и знание судна. Знакомство с судном начинал с составления различных таблиц на многие случаи жизни, которые капитан считал отражающими возможности ледокола. Всегда имел их под рукой и умело ими пользовался. За кажущимся риском всегда стояли твердый расчет и забота о безопасности ледокола. Работал без аварий, точно учитывая течения, глубины, мели, воздействия ветров, технические характеристики самого ле¬докола, запасы, особенности местности, лоцманские рекомендации. Он имел мгновенную реакцию, быстро принимал решения и реши¬тельно проводил их в жизнь. Значок «25 лет без аварий» он носил торжественно, без официоза, но всегда при себе.
Всю жизнь, уже находясь на пенсии, занимался самообразова¬нием. Знал английский язык, читал и переводил без словаря, лю¬бил математику, историю, литературу. Очень много читал, был человеком энциклопедических знаний, любил юмор и часто подчер¬кивал в статьях и газетах, все, что его задевало и интересовало. Прекрасно рассказывал сам, был хорошим интерпретатором. Любил Салтыкова-Щедрина М. Е., считая его «величайшим русским писа¬телем»...
Другой сын, Петр, рассказывает об отце еще подробнее: «...Отец ценил и понимал юмор. Любил слушать анекдоты, запоминал их плохо, но часто вставлял их в собственные рассказы. Вел образ «совы», засиживался допоздна, а иногда, увлекшись чем-то, и до утра. Любил вставать поздно.
Был убежденным государственником и тяжело переживал развал Отечества. Награды ценил, хоть и относился к ним спокойно, зная, что их он получил за истинные заслуги, а «...не за просиженные штаны». Ценил вещи, они служили ему долго. Он содержал их в чистоте и порядке, вовремя штопал, сразу пришивал оторванные пуговицы, умел шить и штопать на машинке по мелочам. Деньги ему доставались тяжело, он их ценил, всегда приговаривая, что если хочешь узнать цену денег, попробуй выпросить их просто так у других. В долг брать не любил, и сам давал редко. Был бережливым, за модой никогда не гнался.
В пище был неприхотлив, считая, что основная пища — хлеб, а все остальное лишь приправа к нему. После обеда всегда благодарил мать за пищу, часто приговаривая «...Замечательный у тебя, мать, суп, он, пожалуй, вкуснее, чем вчера!» Спиртное употреблял уме¬ренно, чаще не по своей инициативе, но, выпив, не буянил и не озлоблялся, а становился веселым и словоохотливым. Никогда не портил компании».
За долгие годы работы в сложных условиях ледовых полей Александр Петрович стал опытным ледовым капитаном, авторитет¬ным воспитателем многих экипажей ледоколов, оставаясь при этом скромным и отзывчивым человеком.
Вспоминается, как в 1975 году в Финском заливе сложилась трудная ледовая обстановка. В помощь Ленинградскому порту был направлен ледокол «Мурманск» под командованием А. П. Кузнецова. В результате этого порт работал бесперебойно. Только за одну вторую половину марта ледокол провел через тяжелые льды 170 судов.
В юные годы выбрал себе Александр Петрович нелегкую морскую профессию и на этом пути почти сорок пять лет он с. достоинством пронес высокое звание российского моряка.
Провожая А. П. Кузнецова на гражданскую мирную работу по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, коман¬дир войсковой части, полевая почта № 45746, капитан III ранга Аверкин в характеристике от 24 июня 1946 года за № 18/141 написал: «...проявил себя как хороший, выдержанный, дисциплини¬рованный моряк, честно и добросовестно относящийся к своим обязанностям. Штурманское дело знает хорошо, обладает нужными организаторскими способностями и высокими морскими качествами. Политически грамотен, вежлив, культурен.
Под ударами противника не терялся и выполнял любое задание командования. Поломок и аварий по вине т. Кузнецова не было».
О последних днях жизни Александра Петровича Кузнецова по¬ведала супруга Клавдия Филипповна: «...После выхода на пенсию, весной, уезжал на отдых до осени в деревню, где в родном доме поддерживал хозяйство, делал заготовки на зиму даров леса: собирал ягоды и грибы. В лес любил ходить с палкой, которых за лето заготовлял несколько, обжигая и разрисовывая их затейливыми узо¬рами, вырезая острым ножом. Не любил охоту и рыбную ловлю, а в свободное время просто гулял по окрестностям, радуясь жизни и природе.
Летом 1994 года поехал в деревню, будучи больным, была плохая электрокардиограмма, жалобы на перебои в работе сердца. Иногда он приговаривал, что «...капитан умирает от сердца, механик — от брюха». Этой старой морской байке суждено было исполниться. Умер он один, вернувшись в родной дом после многих трудов насовсем. Сердце не выдержало, когда он, сидя на традиционном месте старшего в семье, за большим столом в избе, читал книгу «Как воспитывать детей». Умер скромно, тихо и незаметно...»
Все население Макаровской вышло на похороны. Прощание было простым, без слов и музыки. Только великая скорбь и печаль стояли в тот день по округе

Защитники Отечества. Материалы IX областных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике. Архангельск. 2001 г.
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Advertisement


  • Advertisement

Вернуться в Pro memoria

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3