• Advertisement

Капитан Давыдов: 30 лет на мостике «Ивана Франко»

Свободные темы. Если есть что сказать.

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

Капитан Давыдов: 30 лет на мостике «Ивана Франко»

Сообщение Admin 01 ноя 2012, 16:31
IP:

Взято с "Моряк Украины" http://moryakukrainy.livejournal.com/666283.html

Изображение
«Моряк Украины» подробно рассказывал о встрече «франковцев», экипажа легендарного лайнера «Иван Франко» (№ 37 от 19 сентября). Тогда удалось восстановить в памяти многие эпизоды работы дружного экипажа, который до сих пор помнят за рубежом. Встречу в Одессе 15 сентября, кстати, инициировала немецкая туристка Беата Иннгауэр. Недавно Беата уточняла адрес капитана Виктора Давыдова. 1 ноября ему – 75 лет, и открытка из Мюнхена должна поднять настроение. Мы решили не отставать от преданных немецких туристов и ринулись на поиски. Тем более что тогда нам не удалось пообщаться с Виктором Прохоровичем. Оказалось, что он прослужил на теплоходе более 30 лет и в 1992-м первым на пассажирском флоте заменил советский флаг на украинский.


Изображение
Капитана Давыдова узнала издалека. Морская выправка, крепкое телосложение сразу выдавали в нем бывалого моряка. Виктор Прохорович вышел мне навстречу и проводил в гостиную дома, где запахло морем, соленым бризом при виде фрегатов, картин, сувениров со всего мира.

– Виктор Прохорович, как Вы пришли к морской профессии?

– Я родился в Смоленске. В 1939 году семьей переехали в Подмосковье, где пережили войну. Я учился, работал. И мне тогда уже так надоело ездить поездом на работу и назад. И вот в газете я прочитал, что молодых людей приглашают в мореходку и впоследствии можно стать капитаном. Меня это так поразило, что я поехал в Одессу, сдал экзамены и был принят. Если в Подмосковье я учился средне, на тройки-четверки, то в мореходке сразу стал отличником. А потом пять лет прослужил на китобое. Это было очень почетно. К тому времени я женился. Жена училась в строительном институте рядом с мореходкой. И попросила меня быть поближе к семье, к нашему пароходству.

Я уже был моряком бывалым, востребованным, дослужился до старпома. И теплоход «Иван Франко» только начинал свои рейсы. Мне предложили должность третьего помощника.

– Ваши первые впечатления от теплохода?

– Первый мой приход в 1965-м запомнил так: на судне большой экипаж – 400 человек, это ошеломило. Поначалу долго привыкал к этому делу. У меня был хороший учитель, который дал мне школу на всю жизнь. Капитан Григор Михаил Иванович, очень трудолюбивый, простой в общении, но требовательный в работе. Он был из дворянской семьи, интеллигент, очень любил честность и правдивость, порядочность и добросовестность. Однажды был такой случай: приехало пять ревизоров проверять бухгалтерию. И нашли некоторые ошибки. Пришли к нему и говорят: «Михаил Иванович, мы Вам прочитаем, а Вы уже решите, что делать». А ему уже было больше 60 лет, вот лежит он на диване и дремлет. А они читают. Дошли до конца, спрашивают:

– Ну что, Вы поняли?

– Я ничего не понял из вашего чтива, единственное, что я знаю, – воровать нельзя, – был ответ Григора.

И они ушли, видя такое отношение капитана. Сам он был честный, порядочный. И не стал защищать, оправдываться. А бухгалтерия уже сама разбиралась.

Это была основа, которая мне пригодилась в последующей деятельности. Григор больше года не держал ни одного помощника. Было такое время, вижу – все помощники уходят, он увольняет. Думаю, сейчас моя очередь будет. И где-то какое-то замечание сделал. И я сказал ему, что пишу заявление и ухожу. Эх, как он меня отчитал! «Ах, вы не любите когда вас ругают. Никуда вы не уйдете». Так я и остался. И почти пять лет с ним проработал. Потом он ушел, и через некоторое время мне дали представление на капитана. К этому времени я уже заочно окончил экономический факультет Института инженеров морского флота (ОИИМФ). Хорошо знал два языка, английский и немецкий.

– Пассажиры вас любили…

– Мы совершали круизы с немецкими пассажирами. И когда они покупали рейс, спрашивали, есть ли шеф-повар Оганов и капитан Давыдов. И тогда соглашались на круиз. Туристы всегда шли к нам, у нас была полная загрузка. Я общался с ними на немецком и английском. Мы часто встречались в баре, когда заходили выпить чашку кофе. Кроме того, был рекомендованный ритуал: капитан вечером должен был идти в ресторан и ужинать вместе с ними. Пассажиры видели капитана и были довольны. Раз капитан с нами, значит все в порядке. Знаете, у меня положительный настрой к людям. Я за всю жизнь сильно не обидел ни одного человека. И сам чувствую себя в этом плане хорошо. Помню, у меня занимали деньги. И никто никогда не отдавал. Я знал это и все равно был доволен.

– В Германии, других странах даже возникали общества любителей «Ивана Франко».

– Тогда многие, как и немецкая туристка Беата Иннгауэр, благодаря организаторским способностям которой состоялась недавняя встреча экипажа, путешествовали с нами по несколько раз, так нравились им наши круизы. У меня был друг из Швейцарии. Он хорошо рекламировал наше судно. Сделал с нами 14 рейсов. Покупал самую дешевую каюту, а как освобождалась хорошая, я его туда переводил.

– На «Иване Франко» жизнь была праздником, который делал сам экипаж. Что запомнилось больше всего?

– Да, у нас часто устраивали праздники. И был такой случай: в рейс пошла одна пара, лет по сорок. И вот они решили пожениться на «Иване Франко» и попросили, чтобы я их обвенчал. Дирекция круиза собрала большой вечер. 700 пассажиров в музыкальном салоне. Они стоят на сцене. Я подхожу к ним, поздравляю, одеваю ему и ей кольца. Но когда они вернулись в Германию, через два месяца решили развестись. Они что-то успели приобрести и хотели это по закону поделить. Пошли в местный загс. А там говорят: «Позвольте, мы никакого отношения к этому не имеем. Пусть вас Советский Союз и разводит». И наш посол в Германии обратился к министру, министр – в пароходство: какое право имел капитан их сочетать законным браком? У меня на этот счет был плюс. Я все, что делал, записывал в судовой журнал. Но только по безопасности мореплавания. И я объяснил, что у меня отметки о свадьбе нет. И это было шоу, как пересечение экватора. Посмеялись – и все. С меня все обвинения сняли и передали мой ответ в Германию.

Была еще одна история. По всему судну объявили штормовое предупреждение. Нельзя было выходить на открытые палубы в целях безопасности. А одна немка вышла. Дверь захлопнулась. И ей прибило палец. А она пианистка и на некоторое время осталась без работы. Она предъявила мне претензию. Я переслал претензию в дирекцию круиза, которая делала объявление на чистом немецком языке. И так все сошло на нет.

– Судно всегда тепло принимали в портах…
Изображение

– Тогда «Иван Франко» – новое судно – производил в портах захода фурор. И всех звезд водили к нам на экскурсию. В 1965 году на борт поднимался Юрий Гагарин, оставив отметку в журнале, что он посетил музей, увидел судно, но лучше всего – люди, которые владеют этой техникой. В Марселе нас посещал космонавт Алексей Леонов.

– Складывается впечатление, что судьба хранила «Иван Франко» от неприятностей.

– У нас тоже были происшествия. Мы стояли в порту на Родосе. Поднялся сильный шторм. Судно начало бить о причал. Вот-вот могла образоваться пробоина. Все туристы уже были на борту. Мы начали отходить. Но рядом стояла баржа. И наш якорь зацепил ее цепь, она повернулась на бок. Стала тонуть. Дали стоп, назад. Баржа выровнялась. Ну а шторм в это время затянул нас в бухту. Мы там трое суток пробыли, пока не утихло. Туристы в это время на экскурсию ездили. Потом снялись и пошли дальше.

Бывало, в океане наблюдали смерчи. Когда сильный ветер, где давление послабее, закручивает воду. И в небо поднимается столб воды. Мы увидим, обойдем. Это была наша работа – моря и океаны, штормы и ураганы. Я считаю, самое легкое из капитанской жизни.

– А были какие-то традиции «жертвоприношения» морской стихии?

– Был такой случай. Пассажиры только зашли на борт. И вот капитан выходит, поздравляет с хорошей посадкой.

– А теперь в путь, – говорю им, – и чтобы нам сопутствовала хорошая погода, мы выбрасываем в море 50 банок красной икры и столько же черной. И еще добавляем туда водки.

И вижу, как у них глаза расширяются и начинается ропот. Как, такая дорогая икра, водка и – в море?! И вместо того, чтобы хлопать на приветствие капитана, все молчат. И не понимают юмора. А потом уже директор круиза начал смеяться. Это шутка. И все взрываются от смеха. И сразу заряд на весь круиз.

Виктор Прохорович открывает папку с грамотами, наградами, фотографиями.

За военные рейсы на Кубу награжден братом Фиделя Кастро, Раулем, медалью «Воин-интернационалист». Осуществлял боевые рейсы в Эфиопию. Получил медаль Ельцина к 300-летию Российского флота. А в 1989-м был отозван из отпуска, чтобы помочь капитану «Максима Горького» Виталию Гришину в обеспечении рейса на Мальту, где проходила встреча Горбачева и Буша.

Еще много историй за плечами капитана Давыдова, рейсы на теплоходах «Казахстан», «Азербайджан», «Белоруссия». Пять его учеников-старпомов стали капитанами. Но самое главное «достижение» – дочка и внучка.

«Моряк Украины» поздравляет капитана Виктора Прохоровича Давыдова с первым 75-летием. Желаем свершения многих полезных дел и донести свой опыт и знания новым поколениям мореходов!

Ищук Инна

Фото из семейного архива Виктора Давыдова
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
Site Admin
 
Сообщения: 100
Картинок: 2
Зарегистрирован: 14 май 2009, 19:16

Advertisement

Re: Капитан Давыдов: 30 лет на мостике «Ивана Франко»

Сообщение Bull 03 ноя 2012, 18:26
IP:

Что-то мало верится в то, что Григор был из дворянской семьи. Капитанить он начал рано, в те времена когда смотрели на происхождение. Помню в детстве он приходил к нам на судомодельный рассказывать про войну. Так мы его чуть стендом не убили, дури много, стенд - тяжелый, а Григор - старый. :)
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса

Re: Капитан Давыдов: 30 лет на мостике «Ивана Франко»

Сообщение info 04 ноя 2012, 09:06
IP:


Navigare necesse est…

К морю надо возвращаться не только потому, что его нельзя забыть. Его нельзя запомнить.
Рамон Гомес де Ла Серна
Аватара пользователя
info
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 543
Картинок: 1988
Зарегистрирован: 14 июн 2009, 22:59

Re: Капитан Давыдов: 30 лет на мостике «Ивана Франко»

Сообщение Bull 05 ноя 2012, 16:55
IP:

Каткевич пишет художественно с зрядным количеством фантазии, не аргумент. Посмотрю книгу Григора сам...
Аватара пользователя
Bull
 
Сообщения: 181
Картинок: 1
Зарегистрирован: 22 авг 2009, 03:43
Откуда: Одесса



  • Advertisement

Вернуться в Кают-компания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron